60,2 тыс подписчиков
«Один из нас» (СССР, 1971): пародия на шпионские фильмы?
Один из нас. СССР, 1971. Режиссер Геннадий Полока. Сценаристы Алексей Нагорный, Гелий Рябов. Актеры: Георгий Юматов, Дмитрий Масанов, Валентин Грачёв, Николай Гринько, Фёдор Никитин, Игорь Дмитриев, Аркадий Толбузин, Тамара Сёмина, Ирина Короткова, Николай Граббе, Иван Рыжов, Людмила Гурченко, Татьяна Конюхова, Людмила Шагалова и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«Все-таки есть во всяком приключенчестве фермент, оживляющий в нас простодушие. Помню, я смотрел «Лимонадного Джо», известную чешскую пародию на вестерн, трезвым умом отмечал все саркастические режиссерские акценты, смеялся в комических местах, а все прыгало где-то в глубине души детское нетерпение: «Что будет дальше?»
Может, затем и нужна приключенческая динамика в многосложном современном киноискусстве, чтобы не унывал в нас Простодушный?
Переходя к приключенческому и детективному фильму «Один из нас», который поставил на «Мосфильме» Геннадий Полока, я вовсе не собираюсь свести все богатство этой новой ленты к стремительному сюжету.
Но прежде чем говорить о тонкостях и нюансах режиссерского почерка Г. Полоки (поставившего раньше «Республику ШКИД»), хочу сказать о той прямой силе, которая в этой ленте действует: я думаю, что половина зрительного зала увидит в ней просто захватывающую дух историю борьбы наших контрразведчиков с гитлеровскими диверсантами накануне войны... Во всяком случае, половина моей души воспринимала эту картину именно так.
Итак, за несколько недель до начала войны немцы стремятся выкрасть у нас технологические секреты нового вида вооружения. Наши контрразведчики подставляют им человека, на которого их агенты должны клюнуть. Начинается игра, которую я излагать здесь не буду, чтобы не лишать вас удовольствия при просмотре.
Но, уверяю вас, снято это так, что вы и впрямь только головой вертите. Драки. Погони. Скачки со стрельбой и рубкой. Автогонки со взрывами. Тайные пароли, сообщаемые по телефону, и фотоаппараты в пуговицах, и фляга с потайным отделением для яда. «Китайский способ» проверки агента, когда подозреваемого травят какой-то мерзостью и обещают противоядие, если тот «сознается», «славянский способ» вербовки агентов, когда сидят и пьют водку: кто скорей свалится...
Я понимаю, что этот перечень вызывает у нас улыбку, но весь этот арсенал действует в фильме в полную силу. Г. Полока делает внешнее соединение традиционно детективных штампов, особенно распространившихся в последнее время, почти фантастическим, внутри же прячет серьезность. Он строит свою ленту так, что вы чувствуете призрак пародийности, но как-то не успеваете отдать себе в этом отчет: в характерах есть какая-то всамделишность, и она тормозит вашу улыбку, словно «пародийность» есть тот самый агент, которого вам подставили и на которого вы должны клюнуть.
Как можно вдохнуть «современное психологическое состояние» в традиционный динамический сюжет? Двумя путями, не правда ли? Можно ввести серьезность внутрь действия, ввести в старый сюжет современные психологические мизансцены, пропитать головоломные детективные повороты современным психологизмом. Это путь к «Мертвому сезону».
Можно, напротив, вывести современное сознание за пределы действия, убрать из сюжетного сплетения событий всякий намек на психологическую достоверность, оставив чистую динамику, столкновение масок... Это путь к чистой пародии.
Что делает Г. Полока? Нечто третье.
В головокружительный, почти нереальный сюжет из предвоенной действительности он пускает реальные психологические типы из предвоенной действительности. Никакой модернизации души, никаких длинных проходов между погонями и стрельбами, когда «нынешняя душа» оттаивает и показывает, как ей трудно" (...)
(Лев Аннинский. В качестве детектива // Советский экран. 1971. № 3. С. 2-3.) Полный текст этой рецензии можно прочесть здесь: dzen.ru/...0fc
3 минуты
26 апреля 2023
213 читали