Найти тему
5659 подписчиков

Девочки, кто все эти странные звери в средневековом бестиарии? За всех не скажем, но некоторые из них — евреи.


В Италии 14 века в одних деревнях верили, что «чумной яд» распространяют евреи, а в других, что «чёрная смерть» — это наказание от Бога за грехи. Спустя 600 лет в первых деревнях евреев выдавали фашистам, а во вторых — прятали. Только представьте инерционную мощь традиций!

Культурные институты настолько устойчивы в том числе и потому, что всё это время антисемитизм закреплялся в доступной современникам «пропаганде» — прикладном искусстве. Средневековый символизм изображал евреев в виде свиней, обезьян и сов. В христианских храмах эта живопись была «для внутреннего пользования» — евреи её видеть не могли.

В эпоху переосмысления фобий и стереотипов встал вопрос о том, чтобы стереть эти изображения — и вопрос этот более широкий: так ли ценны культуры, несущая конструкция которых — ненависть к определённым группам людей? Или стоит оставить эти артефакты в качестве напоминания «вот так нельзя»?

Со всем уважением к богоизбранной нации сегодня в рубрике #Учёныепосубботам лекция о логике средневекового символизма. Историк Галина Зеленина и искусствовед Дильшат Харман (она же соавтор знаменитого труда «Страдающее средневековье») расскажут о том, как в средневековом искусстве отразились страхи и мифы о евреях.
1 минута
627 читали