170 подписчиков
☦️ 11 марта. Суббота 2-й недели Великого поста
📖 "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им." (Мк 1:35-44, РСП)
🖋 Удивительно, но Сын Человеческий нуждается в молитвенном уединении даже находясь в окружении учеников. Он мог бы вполне помолиться в доме, где они устроились на ночлег. Но Он уходит "в пустынное место", там где нет никого, ни близких, ни суетливой толпы людей, повсюду следовавших за Ним.
Выражение "встав весьма рано" в бытовом контексте древнего иудея означало "встать до зари". А значит, Христос покинул место ночлега затемно, никого не предупредив. Апостолы заметили Его отсутствие лишь потому, что об Иисусе стали спрашивать люди. Только после этого ученики стали искать Учителя.
Цель такой особой уединенной молитвы Иисус назвал Сам: Он шел проповедовать в города и села, а для этого Его человеческая природа нуждалась в подкреплении силой Божией.
В этом добровольном самоуничижении Богочеловека заключается вся тайна нашего спасения: Бог во Христе воспринял не первозданную человеческую природу, но нашу природу, повреждённую грехом, чтобы исцелить ее в Самом Себе. И вся Его жизнь на земле, а не только момент воплощения, были посвящены этой миссии. Поэтому Он и молился и постился (сорокодневный пост в пустыне Иудейской), когда это было Ему необходимо. А значит эти средства необходимы и нам, Его последователям.
Его человеческие качества проявляются и в истории с исцелением прокажённого. Увидев его, Иисус умилосердился, т.е. – сжалился над ним, и, как и в других подобных случаях, в ответ на мольбу ("если хочешь" = "да будет воля Твоя") исцелил безнадежно больного.
Гамма человеческих чувств Христа у ап. Марка намного шире, чем у других евангелистов. Исцелив прокажённого, Иисус "посмотрел на него строго", и, приказав хранить в тайне факт чудесного исцеления, послал к священникам. По Закону Моисееву им принадлежало право подтверждать, что прокаженный выздоровел и не представляет опасности для окружающих.
В чем смысл запрета? Христос не ищет славы от чудес, когда проповедь Царства Божиего еще только началась. Чудо хотя и важная, но все же не главная часть миссии Христа. Важнее то, чему учит Иисус, а это – новые начала жизни людей, озвученные Им в Нагорной проповеди.
Акцент на чисто человеческих качествах Иисуса – характерная особенность евангелиста Марка. Но и у других евангелистов встречаются описания человеческих эмоций Христа: к примеру, у Иоанна Иисус плачет над гробом Лазаря.
Но точно так же евангелисты единогласно, пусть и по разному, свидетельствуют о Его божественной силе, которая в данном случае проявилась в исцелении прокажённого.
2 минуты
11 марта 2023