Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

Продолжим про паровые машины и подводные лодки.
Господин Т.Норденфельд был достаточно деятельным, чтобы не остановиться на постройке одной подводной лодки интересной конструкции, более того, как талантливый предприниматель он нашел покупателей для своих субмарин.

В 1886 году на заводе "Дес Вигес" (Лондон) Норденфельд заказал две новые подводные лодки измененной конструкции (по другим данным, одна -на верфи "Виккерс" в Барроу ("Норденфельд-II"), вторая - на "Де Винье" в Чертси ("Норденфельд-III"). Интересно, что лодки строились секционным способом, а окончательная сборка производилась "на месте" (в данном случае - в Стамбуле), причем по руководством уже известного британского инженера Д.Гэррета.

Две новые субмарины были крупнее своей предшественницы ("Nordenfelt I"), и отличались от нее только иным расположением горизонтальных винтов, которые обеспечивали погружение субмарины. На этот раз изобретатель расположил их в ДП в районе форштевня и ахтерштевня. Кстати, здесь остается вопрос - это действительно было решение самого Норденфельда, или все таки британского изобретателя Д. Гэррета?
Принципиально лодки так и остались - паровыми, на них также стоял котел и паровая машина мощностью 250 инд.л.с. По расчетам предполагалось, что скорость надводного хода будет достигать 15 узлов, а 8 т угля хватит на 900 миль плавания. Но на практике все оказалось печальнее: 6 узлов в надводном положении и 4 - в погруженном.
Корпус был изготовлен из стали (длина 30 м, ширина 3,6 м). Глубина погружения составляла 15 м, экипаж - 7 человек (командир и две смены по три человека,), по другим данным - 5 человек (командир, три машиниста, кочегар).
Вооружение было усилено - две 356-мм торпеды Уайтхэда, была возможность установки двух 35-мм скорострельных пушек (Норденфельд тогда смело экспериментировал с калибрами).
Владельцами этих двух субмарин стал турецкий флот, который купил их по 11000 ф.ст за штуку, и лодки получили название "Абдулхамид" ("Nordenfelt II") и "Абдулмеджид" ("Nordenfelt III").
При всей странности конструкции и используемых технических решений, лодка например имела высокую дымовую трубу (удивительно - ведь еще у первого образца был подводный газовыхлоп), субмарины на ходовых испытаниях в 1887 году показали неплохие мореходные качества, однако недостатков было больше.
Но как не странно, основным недостатком было не наличие паровой машины, а отсутствие на подводных лодках средств наблюдения за обстановкой при нахождении под водой. Для наблюдения всё также использовался застекленный купол, на уровне корпуса, такое решение усложняло плавание, заставляя командира чаще всплывать для обзора горизонта.

В ходе испытания выяснилось, что субмарины не могут сопротивляться течению в Босфоре, поэтому обе лодки отправили для испытаний в Измитский залив, где они совершали совместные плавания. Там же были проведены торпедные стрельбы из полупогруженного состояния. В итоге ходовые характеристики сочли неудовлетворительными, подводное плавание - небезопасным. Подводные лодки в итоге рекомендовалось использоваться для оборонительных целей - защиты входов в порты и прибрежных зон.
Казалось бы почему турки приобрели такие "сырые образцы"? Возможно свою роль сыграл тот факт, что первую лодку Норденфельд продал за 9000 ф.ст Греции - противнику Турции, тем самым ожидаемо для "ответного хода" Османской империи.

Видимо турецкое командование тоже быстро разобралось с этими особенностями "заморского потаенного судна" - данных о походах этих лодок нет, но известно, что с 1889 года они уже стояли на берегу в Терсани-Амире. По некоторым источникам - "был наложен запрет на снятие их со стапелей, плавание на них, и даже запрещалось персоналу подходить к лодкам".
На этом история турецкого подплава пока замерла.
А вот идеи с паровыми субмаринами о Норденфельда нашло своё продолжение, причем ориентируясь на еще одного противника Турции - русский флот.
Но это другая история, и другой тип
3 минуты
584 читали