Найти тему

Вальдорфская кукла-часть 1 — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке.

Основной идеей вальдорфской педагогики является полный отказ от стандартов и формальных подходов к воспитанию и обучению детей, концентрация внимания педагогов на индивидуальных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Рукоделие и создание игрушек своими руками, являются одной из важнейших практик в штайнеровском учении. Вальдорфские школы являются истинно общеобразовательными и принципиально отрицают идею любой массовой профессиональной и социальной специализации в школьном возрасте. В штайнеровской педагогике отсутствует понятие оценок и сравнения знаний разных детей между собой, ребенок прогрессирует исключительно в сравнении с самим собой.

Первая официальная вальдорфская школа появилась в 1919 году, положив начало активному развитию штайнеровского педагогического движения по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более 1500 вальдорфских учебных заведений в 60 странах мира.

Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Вальдорфские куклы и животные созданы на основе народных европейских текстильных игрушек. Куклы Штайнера являются упрощенными моделями настоящих людей и животных без излишней детализации. Тела кукол пропорциональны в зависимости от возраста, который имитирует конкретная кукла, то есть кукла, младенец имеет пропорции схожие с младенцем, кукла взрослого пропорциональна фигуре взрослого человека. Вальдорфские животные, напоминают реальных животных, позволяя ребенку в процессе игры знакомиться с базовой анатомией разных живых существ их отличиями от людей.

Каждая вальдорфская кукла уникальна, поскольку создается для каждого конкретного ребенка в соответствии с его персональными особенностями, внешностью, характером и темпераментом. По мере роста ребенка, усложняется и создаваемая для него и с его участием кукла.

Материалы и пропорции

Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.

Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях, — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира.
Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребёнка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица (кукла безлика, чем близка к народной); для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
При выборе игрушки для конкретного ребёнка учитывается его возраст, телосложение, темперамент. Это сообразно и с педагогической, и с практической точки зрения.
Продолжение следует...
Вальдорфская кукла-часть 1 — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная для вальдорфских детских садов и школ.
3 минуты