30,5 тыс подписчиков
Посткиберпанк. Когда жесть уже не в моде
Иногда уделяю внимание теоретической части фантастического жанра и рассказываю о тех или иных его направлениях, поджанрах и т.п. Сегодня поговорим о посткиберпанке, поджанре научной фантастики, зародившемся в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века.
Сначала был киберпанк, без всяких приставок, типа "пост...". Он зародился в начале восьмидесятых годов 20 века, сразу в нескольких формах фантастического жанра. Уильям Гибсон публикует в 1984 году роман "Нейромант", несколькими годами ранее выходит фильм "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, в Японии в том же году начинается издание манги (комикса) "Акиро" Кацухиро Отомо. Именно эти разные по формату произведения фантастического жанра считаются началом киберпанка. Интересно, что их создатели работают независимо друг от друга. Главными признакам нового фантастического жанра являются: бурное развитие информационных и кибернетических технологий (виртуальная реальность, киборгизация, перенос человеческого сознания в машинные носители и т.п.), регресс общественных, культурных и социальных институтов, ослабление государства и усиление транснациональных корпораций, рост преступности и др. Киберпанк стал ответом на социально - экономический кризис своего времени. Некая рефлексия, антиутопичный взгляд на будущее, в противовес, оптимистичной, в целом, фантастике 50-70 - х. гг.
Как известно, всякой идее свое время. Изменяется общество. Преступность идет на спад, экономика снова начинает расти, государство никак не хочет уступать свои позиции корпорациям, несмотря на растущую глобализацию мира и... В общем, киберпанк стал довольно специфическим явлением восьмидесятых. Но штука в том, что он породил мощную субкультуру, основанную на своеобразной, притягательной стилистике ночных неоновых городов, виртуальных пространств, брутальных героев и других атрибутов. Поэтому, совершенно логично, что приемы киберпанка использовались последователями. Так возникает посткиберпанк.
Формально в посткиберпанке присутствуют все те же атрибуты: киборги, хакеры, якудзы и т.п. Но если в жанре - родоначальнике читателя (зрителя) должна шокировать и потрясать безысходность "high tech, low life" (высокие технологии, низкая жизнь), то в посткиберпанке все это уже обыденность. Ну да, как-то все не очень оптимистично, но жить можно. Герои посткиберпанка - это люди вполне себе приспособленные к жизни: какие-нибудь полицейские, агенты корпораций, журналисты. В киберпанке же, главными действующими лицами являются бунтари и одиночки, не вписывающиеся в суровые реалии ночных нуарных каменных джунглей. Таким образом, посткиберпанк становится этаким привычным, обыденным киберпанком. Никто уже не удивляется киборгу, или разъему в основании черепа для подключения к интерфейсу искусственного интеллекта. Никто не шокирован анархией будущего. Это давно данность, как для героев посткиберпанка, так и для поклонников жанра. Примерно, как в современном попаданстве читатель открывает книгу и ему с первой страницы рассказывается, что что майор спецназа Пупкин попал во времена Ивана Грозного и сразу принялся вершить историю. Не нужно объяснять, почему он это делает. Штамп и условность жанра понятны читателю.
Посткиберпанк отсчитывают с выхода в 1992 году романа Нила Стивенсона "Лавина". Автор выдает вроде и обычный киберпанковский мир, но делает его почти привычным и даже позволяет себе нотки иронии и сатиры на клише и штампы киберпанка (кроме того, Стивенсон создает несколько весьма любопытных НФ - допущений, к примеру, о виртуальной Метавселенной, но это тема для отдельного обзора). Приведу еще один пример посткиберпанка. Роман от основателя киберпанка У. Гибсона "Периферийные устройства" (2014). В киберпанковском антураже книги, автор главным фант. допущением делает тему параллельных вселенных, контролируемое изменение хода истории и т.п.
Интересно в этой связи порассуждать на тему русскоязычной фантастики в стиле киберпанк (Алмазная трилогия Буурцева, киберпанковская серия А. Тюрина, роман С. Лукьяненко "Лабринт отражений" и др.). Займусь этим в продолжении...
3 минуты
11 марта 2023
1049 читали