Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

Если уж заговорили про субмарины на паровых машинах/турбинах, то будет правильно чуть подробнее отметить этот факт. Использовать пар для движения ПЛ пытались неоднократно. И пример с ПЛ Норденфельда был не единственный. Правда в начале ХХ века ценностью такого метода уже было не просто движение субмарины, а возможность создания ПЛ с высокой надводной скоростью хода, чтобы сопровождать эскадру главных сил и участвовать в генеральном сра­жении.

Из этих соображений англичане разработали опытную лодку «Свордфиш», а по опыту ее эксплуатации спроектировали гигантскую (по тем временам) паротурбинную ПЛ типа «К» (1883/2565 т, 103x8,1x4,9 м, 2-102-мм, 1-76-мм орудиям, 8 ТА). Турбина мощностью 10000 л.с. позволяла развивать скорость 24 узла, да и "подводные" 9 узлов выглядели не плохо. Планировалось построить 21 ПЛ первой серии (К-1 – К-21) и 6 ПЛ второй серии (К-23 – К-28). Но не сложилось.

Конструкция лодки получилась крайне неудачной, большие субмарины медленно погружались, плохо управлялись, очень сложно было контролировать правильность закрытия воздушных люков ЭУ и уборку выхлопных труб. Люки эти были такими большими, что когда К-13 ушла на погружение 29 января 1917 года с неполностью закрытыми люками, то немедленно утонула (в марте 1917 г. ее подняли, переименовали в К-22).

В 1916-1918 годах построили 17 кораблей, которые не стяжали боевой славы, но прославились самой крупной трагедией в истории английско­го флота. Отряд лодок К следовал 31 января 1918 года в составе эскадры Гранд Флита и около Фирт-оф-Форта из-за неправильного маневриро­вания столкнулся с строем надводных кораблей. Несколько лодок типа К были повреждены, а две К-4 и К-17 - погибли (погибло более 100 человек). И это была не единственная катастрофа лодок этого типа, происходи­ли они и в послевоенное время. Всего на 17 построенные лодки прихо­дится 18 крупных аварий, из которых 7 закончились гибелью этих субмарин. Результат - рекордный в мире, причем ни одна лодка не погибла в бою.
По этим причинам из планируемых лодок 2-й серии уже после войны была построена одна К-26, которую в 1931 году исключили из состава флота.

Последние лодки 1-й серии (К-18 - К-21), еще при постройке оснастили дизельными двигателями, однотипными с лодками типа L. В итоге надводная скорость упала до 15 узлов. После такой переделки три лодки (К-18 - К-20) вооружили 305-мм орудием и переименовали в М-1 - М-3, еще одну - К-21 (М-4) сдали на слом недостроенной в 1920 г. Уцелевшие лодки типа К выведены из состава флота в 1923-1926 гг.

Но такими "опытами" занимались не только англичане. Менее известна французская попытка создания "паровой" лодки. В 1906 году во Франции был объявлен конкурс на создание эскадренной лодки с высокой скоростью. В итоге построено 4 экспериментальных лодки, из которых наиболее быстроходной оказалась «Архимед» (1910 г, 577/810 т, 64,6x6,8х1 м, 7 ТА). Скорость лодки достигла над водой 15, 2, а под водой - 10 узлов. На борту установлен двухсекционный паровой котел системы Хауден-Джонсона и две паровые машины ТР.
Правда, лодка плохо маневрировала и управлялась, пришлось поставить дополнительные горизонтальные рули в середине корпуса.
Тем не менее этот "подводный пароход" повоевал! В войну «Архимед» вначале оперировал в составе Гарвичской флотилии. У нее, как и у английских ПЛ типа «К» были большие осложнения с уборкой дымовых труб. В 1914 году лодка попала в шторм, трубы повредило, они не убирались внутрь. Субмарина не могла погрузиться и 2 дня добиралась до базы по поверхности. К счастью авиация тогда еще не была серьезной силой. Тем не менее «Архимед» перевели на спокойный Средиземноморский ТВД. Лодка в боях на Адриатике потопила 28 декабря 1915 г. австрийский пароход «Кира» и 4 апреля 1916 г. - «Дубровник». 14 января 1917 г. еще один транспорт пополнил боевой счет лодки, но эта удача была омрачена тем, что на обратном пути погиб, смытый волной командир ПЛ, один из лучших французских подводников – лейтенант дю Пати де Клямм.
Результат для субмарины - очень хороший. Однако ее после войны вывели из состава флота.
Но опыты с паром продолжились

ф.1-К-15
[Ships] Если уж заговорили про субмарины на паровых машинах/турбинах, то будет правильно чуть подробнее отметить этот факт. Использовать пар для движения ПЛ пытались неоднократно.
3 минуты
773 читали