Найти в Дзене
17 подписчиков

Средневековье на продажу


Человек так устроен, что со временем ему обязательно хочется разрушить сложившиеся устои, вырваться на свободу и устроить все заново, и главное - не так, как было. Потом проходит время, «родительский дом» становится легендой, и он понимает, что его «новый дом» не так уж и хорош. При этом вернуться в прошлое, к старым порядкам никто не хочет, но помечтать о них на досуге многие не против.

Может быть, это соображение и есть одна из причин феноменального успеха сериалов, мир которых построен на средневековых порядках. Это «Игра престолов» и «Аббатство Даунтон».

Мир Мартина создан в жанре «фэнтези», который удобен как для творческого самовыражения автора, так и для защиты от доморощенных историков, которые смотрят фильмы ради поиска несоответствий с былым временем, а потом кричат в сетях, что фильм плох.

«Аббатство» - экранизация времени, которое было всего сто лет назад, и о котором сохранилась масса разнообразных описаний. В таких случаях строгость воссоздания эпохи становится одним из ключевых элементов картины, а желание сэкономить на декорациях и костюмах может превратить историческую ленту в дешевый балаган.

Создатели «Аббатства Даунтон» не экономили, и фильм радует зрителя каждой сценой. Они безупречны, и каждый кадр мог бы стать постером.

Но зацепил меня фильм другим. Я вырос в то время, когда детям еще в школе объясняли, что хорошо, а что плохо. Верификация этих сентенций происходила в высшей школе, после чего «моральный облик строителя коммунизма» обретал, по мнению кремлевских идеологов, законченную форму. И человек шел по жизни с набором установленных в его сознание клише.

Перестройка многое изменила, и от части устаревших программ массовое сознание легко избавилось. А вот другая часть продолжает в нем жить и здравствовать. Например, интерпретация «крепостного права». Очевидно, что современный обыватель ничего достойного собственного внимания за этим определением не видит. Для него «крепостное право» синоним ада.

Как подметил Розанов, русская литература тоже не очень-то жаловала русскую историю, рисуя часто ее с неприглядной стороны. И кто знает, что бы было, если бы однажды я не увидел красоты русской усадьбы.
Конечно, я увидел лишь изображение русской усадьбы, но мне и этого хватило, чтобы понять, что «крепостное право» - фальшивая драпировка, скрывающая от русского человека красоту жизни русского мира. Не видел я в этой красоте насилия и страданий, видел только умение русского человека вписаться в божественную красоту мироздания. (Вспоминается предание, как русские веру выбирали).

Русская цивилизация – это не лесостепь, это ее преображение.
Английский сериал хорош в двух отношениях. Во-первых, там нет сатиры английской истории, а есть, я бы даже сказал, некоторое любование английскими порядками. Чего так не достает современным отечественным кинематографистам.

Во-вторых, и это главное, он в некоторой степени позволяет непредвзято взглянуть на порядки, возникшие на основе феодального права. Персонажи фильма (практически все в первых сезонах) поражают недемонстрируемым чувством сопричастности большой истории, сознанием того, что не только господа, но и лакей, и горничная, и работники кухни - все являются частью одного целого, и все вместе служат ему каждый на своем месте. Тут невозможно одиночество. Тут нет проблемы поиска смысла жизни. Тут каждое место имеет смысл.

Квинтэссенция этих взглядов выражена фразой дворецкого: «Я бы хотел после смерти стать приведением в этом доме».

И мне кажется, что современную российскую публику, воспитанную на антагонистических категориях марксизма и живущую в условиях государственного капитализма, «Аббатство Даунтон» цепляет экранизацией мира, в котором не надо лезть из кожи вон, чтобы обрести свое место под солнцем, а нужно лишь честно выполнять свою работу.
Средневековье на продажу  Человек так устроен, что со временем ему обязательно хочется разрушить сложившиеся устои, вырваться на свободу и устроить все заново, и главное - не так, как было.
3 минуты