21,7 тыс подписчиков
Есть такой опыт у ученого Бурлакова, то ли научный, то ли антинаучный - здесь мнения разделились.
Рядом делали две кладки икринок и наблюдали за их
развитием.
И вот, если кладки делали одновременно, то они начинали как будто друг друга невидимым образом поддерживать. И в той и в другой было меньше патологий, выше была выживаемость и так далее.
Но если одну кладку делали раньше, то она начинала каким-то неведомым образом подавлять вторую, которая была "моложе" - в ней было больше уродств, болезней, смертей.
Мне кажется, в педагогике есть похожий эффект.
Когда группа растет одновременно, ученики поддерживают друг друга. А когда в группе есть явная "команда лидеров" - они начинают остальных подавлять.
Что делать? Разбивать эту команду? Бить им по башке, что они не росли слишком быстро? Глупо же.
Самое скверное, что иногда преподаватель сам выступает в роли такой "команды подавляющих лидеров". Когда сам начинает конкурировать со своими учениками и подавлять их своей офегенностью.
Мне кажется, что педагог должен стать таким "вечным начинающим". Каждый раз проходить с нуля тот путь, который проходит его группа.
И то же самое должно происходить с "командой лидеров". Их нужно направлять на помощь остальным.
Они проходят тот путь, который они уже прошли, но на другом уровне, наблюдая бывших себя со стороны.
И тогда происходит чудо - группа тянется за лидерами, а они переходят на другой уровень.
Становятся мастерами.
1 минута
10 марта 2023
302 читали