60,2 тыс подписчиков
Cекс, ложь и видео в фильмах о школьниках и школе.
Образ педагога в западном кинематографе в контексте сексуальности:
Гетеросексуальные риски на западных экранах подстерегают педагогов средней и высшей школы довольно часто. Обычно речь идет о ситуации реального или ложного соблазнения. При этом в ролях гетеросексуальных соблазнителей могут выступать как педагоги, так и учащиеся.
Пожалуй, один из самых ярких примеров фабульной ситуации ложного сексуального соблазнения/контакта – драма «Профессиональный риск» (Les risques du metier, Франция, 1967).
Здесь провинциальный учитель становится жертвой ложного обвинения в сексуальных домогательствах со стороны сразу трех несовершеннолетних школьниц. Несмотря на столь «скользкую» фабулу, фильм в свое время попал в советский прокат, потому как ни одна из фантазий школьниц не была визуализирована.
Во Франции «Профессиональный риск» вызвал бурную дискуссию [Travers, 2002], а в СССР прошел в общем-то малозаметно: при тогдашних школьных строгостях советская аудитория воспринимала французский сюжет как экзотический, из серии «их нравы»…
Тремя годами позже тот же французский режиссер А. Кайат поставил еще одну драму – «Умереть от любви» (Mourir d'aimer, Франция-Италия, 1970).
В настоящее время возраст сексуального согласия в либеральной Франции составляет 15 лет. Но в 1960-х все было гораздо строже, и когда по сюжету фильма тридцатидвухлетняя учительница спит (чувства любовников взаимны) с бородатым 17-летним старшеклассником, его родители обвиняют ее в соблазнении несовершеннолетнего и тем самым отправляют молодую женщину за решетку.
Эта драматическая история любви была показана с полным сочувствием к влюбленным персонажам [Weiler, 1972] и, думается, именно поэтому в советский прокат не попала.
Зато в снятой двумя годами позже драме «Первая ночь покоя» (La Prima notte di quiete, Франция – Италия, 1972) находящийся в состоянии перманентного психологического кризиса преподаватель лицея, вступив в романтические отношения с красоткой-старшеклассницей, вскоре узнает, что у нее давно уже есть мафиозный и очень ревнивый любовник. И именно эта ревность становится серьезной угрозой для любовной меланхолии педагога [Shepherd, 2008].
В 1970-х – 1980-х сюжеты, затрагивающие сексуальные связи между школьными учителями (в значительной степени – учительницами) и старшеклассниками, всё чаще перемещались в комедийное жанровое поле.
Особенно это было характерно для итальянского кино («Лицеистка» / La liceale, 1975; «Учительница» / L'insegnante, 1975; «Частные уроки» / Lezioni private, 1975; «Смешанный класс» / Classe mista. Италия, 1976; «Учительница естественных наук» / La professoressa di scienze naturali. 1976; «Отличница и второгодники» / La liceale nella classe dei ripetenti, 1978; «Учительница в колледже» / L'insegnante va in collegio, 1978; «Лицеистка соблазняет преподавателей» / La liceale seduce i professori, 1979; «Второгодница заигрывает с директором» / La ripetente fa l'occhietto al preside, 1980. и т.п.).
(...)
Александр Федоров, киновед. Полный текст этой статьи здесь: dzen.ru/...6ca
2 минуты
12 марта 2023
241 читали