17,9 тыс подписчиков
[Men]
Обычно ожидаешь и надеешься, что талантливый изобретатель и инженер, создавший шедевр, в дальнейшем "по жизни" пойдет смело и уверенно, радуя общество новыми достижениями. Но чаще жизнь изобретателя - постоянная борьба с обстоятельствами, рутиной и косностью, а где то и расчетливой "конкуренции".
Жизнь Владимира Ивановича Юркевича пошла именно по второму сценарию.
Судите сами, после успеха "Нормандии" и признания его заслуг во Франции он вполне ожидаемо рассчитывал, что судостроительные компании проявят заинтересованность, а он спроектирует для них новые лайнеры.
Британцы отказались от его услуг, а французы взяли паузу. И только немцы помнили опыты с его моделями у себя в опытовом бассейне "Блом унд Фосс" в Гамбурге. Немецкая компания предложило разработку прототипа лайнера, который затем был построен под названием "Фатерланд" (его судьба оказалась трагичной, под стать "Нормандии"). Затем последовал заказ от французов на разработку пассажирского лайнера среднего класса "Пастер". Для закрепления успеха Юркевич едет в США, где основал отделение своей парижской конструкторской конторы, он надеялся получить заказ на проектирование самого крупного в США пассажирского лайнера. Однако заказ получил У.Ф.Гиббс, а Юркевич вернулся в Париж, надеясь заинтересовать французов в новом проекте.
Его талант заметили, но без желаемого "размаха" - бюро Юркевича (BECNY) получило и выполнило заказы для США, Франции, Англии, Португалии, Бельгии, Голландии, Испании на проектирование и перестройку многочисленных судов различных типов и размеров. Как отмечали, грузовые суда с обводами корпуса по форме Юркевича оказались самыми быстроходными даже в сравнении с японскими судами того времени!
Но с началом войны В.Юркевич подал прошение на получение американского гражданства, которое поддержал американский консул в Париже и 24 декабря 1939 года Владимир Иванович с семьей переехал в Америку. Он наивно полагал, что заокеанская страна ухватится за разработанный им проект нового, еще более величественного, чем "Нормандия", трансатлантического лайнера.
Юркевич открыл на Манхэттене свое конструкторское бюро, но речи о суперлайнерах не было. Первыми судами, которые построили по проектам Юркевича в США стали буксиры и паромы для компании "Навкот", затем были землечерпалки для инженерных войск США, затем большие буксиры. В принципе заказов хватало: и проектировать, и консультировать, и наблюдать за постройкой, и читать лекции.
Человек был очень творческий.
Ему принадлежит проект подводного танкера из напряженного железобетона (патент от 1944 года): железобетонный корпус длиной 28 м и шириной 4,3м вмещал 120 т нефти, приводился в движение дизелем 150 л.с. и управлялся экипажем из двух человек! Как такое возможно!? Сложно в это поверить, но опыты проводимые во Флориде оказались успешными - и это должно было стать ответом на подводную войну нацистов в Атлантике!
Эта идея послужила основой для системы морского транспорта, предложенной В.Юркевичем и американцем Ф.Вудвортом. Группу железобетонных подводных танкеров (длина 80 м, грузоподъемность 2000 т) сопровождали на переходи надводные эскортные корабли, один из которых управляет этими танкерами по радио. Первый такой танкер получил название "Фантом".
Еще одним перспективным проектом стал катер на подводных крыльях, причем с механизмом автоматического управления углом атаки подводного крыла - система сложная, но обеспечивающая движения при сильном волнении. Ее удалось реализовать в 70-х годах ХХ века.
Всё было в его деятельности после "Нормандии" - не было только нового проекта суперлайнера, к которому он был готов. Но об этом чуть позже...
На фото - "Пастер", почти как маленькая "Нормандия" - но в его истории строительства вы не найдете имени русского эмигранта
3 минуты
9 марта 2023
780 читали