18,5 тыс подписчиков
Добрый день. Ровно 36 лет назад, 9 марта 1987 года, состоялся первый полет экспериментального прототипа многоцелевого палубного истребителя Як-141. Пилотировал машину летчик-испытатель А. А. Синицын. Уникальный проект для своего времени. Як-141 являлся первым в мире сверхзвуковым боевым самолетом вертикального взлета и посадки. Разработка изделия началась еще в середине семидесятых годов силами ОКБ А. С. Яковлева. Планировалось что он заменит состоящий на вооружение Як-38 и войдет в состав авиагруппы тяжелых авианесущий крейсеров и перспективных авианосцев. Всего было построено четыре прототипа. Из-за ряда технических и организационных проблем, реализация программы перспективного СВВП несколько затянулась. К сожалению, после распада Союза, она была полностью закрыта. Конструктивно эта машина представляла собой моноплан с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым хвостовым оперением, боковыми регулируемыми воздухозаборниками и трехопорным убирающимся шасси. Силовая установка была реализована по комбинированной схеме и состояла из подъемно-маршевого двухконтурного турбореактивного двигателя Р-79В-300 (находился в задней части фюзеляжа) и двух подъемных одноконтурных турбореактивных двигателей РД-41 (располагались в центральной части фюзеляжа за кабиной летчика). Самолет оснащался самым современным пилотажно-навигационным и специальным радиоэлектронным оборудованием. Уникальными были и основные функциональные системы, разработанные специально для истребителя подобного класса. Номенклатура вооружения была представлена встроенной 30-мм авиационной пушкой ГШ-301, а также ракетами различных классов. Это УР класса "воздух-воздух" (к примеру Р-27, Р-73), УР "воздух-поверхность" (к примеру X-25), различные противокорабельные ракеты (к примеру X-35), неуправляемые боеприпасы, подвесные пушечные контейнеры и т. д. Размещалось ракетное вооружение на шести точках внешней подвески. На фото ниже изображен один из сохранившихся образцов этого уникального истребителя, который в настоящий момент является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино. Второй сохранившийся экземпляр находится в Музее техники Вадима Задорожного.
1 минута
9 марта 2023
1618 читали