103 тыс подписчиков
"Мафия - сила", сказал бы Фрэнсис Бэкон, знай он о ее существовании в 17 веке. Британцам удалось прожить без мафиози и зеленых пиджаков. Впрочем, когда впервые мафия возникла на острове Сицилия во второй половине 19 в., зеленые пиджаки еще не вошли у «крестных отцов» в моду. Одетые как попало, в одном из самых бедных районов Италии люди взялись зарабатывать и решили, что лучше всего дело пойдет с помощью рэкета. Почему, спросите вы? Да потому что были они слишком бедны, чтобы строить магазины, открывать фабрики и заводы, разводить виноградники… В таких условиях (с пустыми карманами и дырявыми штанами) гораздо проще вымогать деньги у тех, у кого он есть, чем пытаться их честно заработать.
Однако одной только беднотой такое социальное явление как мафия не объяснишь – сицилийская «Коза ностра» имела и другие корни. До 1860 г., когда Сицилия вошла в состав объединенной Италии, она почти двести лет находилась под властью иностранцев Бурбонов. Распределение богатств происходило тогда не в пользу рядовых сицилийцев, и среди них (чаще всего в деревне) стали возникать банды, специализирующиеся на ограблении богатых иностранцев. «Благородные» разбойники делились добычей с односельчанами, да и сами были частью общей этнокультурной среды. Не удивительно поэтому, что добропорядочные сельчане оказывали им поддержку и всяческое содействие. Нередко мафиози давали крестьянам ссуды, помогали погасить конфликты между торговцами и вообще легко разрешала любые (почти) проблемы. При откровенной слабости власти и неспособности Севера навести порядок на Юге, сицилийцы сами вынуждены были регулировать между собой социально-экономические и прочие важные отношения. Не их вина, а их беда, что другого общественного института кроме мафии у них в распоряжении не было.
Сицилийские мафиози начинали с грабежа иностранцев, потом увлеклись рэкетом, потом стали контролировать наркоторговлю и проституцию – короче, «Коза ностра» покатилась по наклонной, не теряя при этом для сицилийцев известной привлекательности. (Как-никак их собственное «ноу-хау», эдакая сицилийская «скрепа» на вечные времена.) Когда в конце 19 – начале 20 вв. сицилийцы стали массово эмигрировать в Америку, мафия пересекла Атлантический океан вместе с ними в их умах и чемоданах. В головах сидела идея мафии как бизнеса и способа жизни, а в чемоданах транспортировалась соответствующая атрибутика, наличность и «ганы», то есть пистолеты. (Впрочем, за точность перечня я не ручаюсь – никогда в чемоданы мафии не заглядывал.) С этого времени «Коза ностра» самоэкспортировалась на континент «дяди Сэма» и заняла почетное место среди американских достопримечательностей наряду с Мэрилин Монро, Ниагарским водопадом и «Эмпайр-стейт-билдинг».
Сейчас мафия стала не так заметна, как раньше. Но кто решится сказать, что она исчезла? Напротив, по примеру «Коза ностры» во многих странах открылись собственные «мафии» местного разлива – Якудза, Триада, La Eme, ирландская мафия и так далее – не называя многочисленные итальянские аналоги сицилийских начинателей.
Учитывая стойкость к невзгодам и способность преодолевать любые трудности на своем пути, стоило бы провозгласить здравицу в честь всемирной мафии. Но я делать этого не буду – мафия, конечно, сила, но сила преступная, а я человек законопослушный. Во всяком случае, стараюсь им быть. И вам того же желаю.
Искренне ваш ИстПросвет
2 минуты
3 апреля 2023
2293 читали