103,4 тыс подписчиков
Давненько никто в России не цитировал Фридриха Энгельса. По крайней мене, я таких комментариев не видел и не слышал лет тридцать. А ведь Энгельс был умнейшим историческим аналитиком и высказал много мудрых мыслей. Так, например, Энгельс писал, что церковь в средние века занимала положение "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя". Поэтом "все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь... должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси", ибо "чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости".
Если Фридрих Энгельс прав в своих выводах, то ересь "жидовствующих", возникшая в Новгороде в конце 15 в., как раз и была реакцией жителей торгового города на ограничения и недостатки вотчинного периода, ибо европейского феодализма в России не было никогда.
"Жидовствующими" адептов этого движения прозвали его противники за некоторое сходство их религиозных взглядов с иудаизмом. Основателем ереси считался еврей Сахария. В 1471 г. он прибыл в Новгород из Литвы и начал проповедовать. Большинство его последователей принадлежало к плебейской части новгородского духовенства. Однако в Москве его "паства" выходила за рамки низкого круга и некоторые из "жидовствующих" принадлежали в высшим слоям общества. Одним из них был думный дьяк Федор Курицын, приближенный к великому князь Ивану III и выполнявший важные дипломатические поручения.
Некоторое время Иван III сочувствовал еретикам и попустительствовал распространению ереси при своем дворе. Верно это или нет, но историки считают, что причиной симпатии великого князя к новгородским еретикам состояла в том, что они связывали свои религиозные идеи с задачами государственной централизации. Они выступали против церковного землевладения, предлагали отменить сословие церковнослужителей и распустить монахов по домам. Идеалом "жидовствующих" было индивидуальное общение верующих с богом без посредства священников.
P.S.
На церковном соборе 1490 г. еретики были преданы анафеме, отлучены от церкви, а позже казнены. Еретикам вменялось в вину: 1) непочитание икон и креста; 2) непризнание Иисуса Христа Сыном Божиим; 3) хула на Христа и Божию Матерь; 4) непризнание Святых Отцов и постановлений семи Вселенских Соборов; 5) неверие в Воскресение Христово и Его Вознесение; 6) почитание субботы превыше Воскресения Христова и несоблюдение постов.
Казнили их не сразу. Московские еретики во главе с Федором Курицыным напротив только укрепило свое положение при дворе. А привлечение к ереси невестки великого князя Елены Стефановны еще больше повысило их влияние. Крах ереси "жидовствующих" был связан с интригами второй женой Ивана III - Софьи Палеолог - и возвышением ее сына Василия III. На декабрьском соборе 1504 г. еретиков осудили и предали сожжению в деревянных срубах на льду Москва-реки.
2 минуты
31 марта 2023
2954 читали