59,8 тыс подписчиков
Илларион Прянишников «Порожняки»,1872 год
На этой картине художник изобразил конный обоз, движущийся по бескрайнему снежному полю. Последние лошади отстают и неохотно бредут еле перебирая копытами.
На переднем плане в санях едет молодой человек, который явно сильно замёрз. Он кутается в своё совсем не тёплое пальто и пытается согреться, засунув руки в рукава.
Этот юноша — семинарист, который едет домой на каникулы, чтобы наконец-то отдохнуть от учёбы, муштры, шума, голода и прочих прелестей семинаристского быта. Жизнь семинаристов того периода не была роскошной, порой приходилось жить в тесных комнатах по 6-10 человек, недоедать, терпеть нужду и дедовщину.
Семинарист Пряшникова, несмотря на лютых холод, рад возвращению домой. Он везёт с собой книги, по который, возможно, будет заниматься.
Трудно сказать, захочет ли юноша возвращаться обратно. Он возмужал за годы учёбы, характер его изменился. В семинариях тихие домашние мальчики быстро менялись до неузнаваемости. В то время обстановка в духовных школах, как ни странно, провоцировала на дурные и аморальные поступки, развивала пристрастие к карточных играм, курению и алкоголизму.
Из воспоминаний митрополита Евлогия:
"В духовное училище дети поступали - крошки, девятилетние мальчики. Их привозили из теплого семейного гнезда - в казарму. Какую бурю они, бедные, переживали! Их распределяли по койкам (в одном дортуаре человек по сорок)… Приезжали они нежные, сентиментальные, доверчивые - и переживали, каждый по-своему, настоящую драму… Не забыть мне одного мальчика - Колю Михайловского, умного, нежного, ласкового. Через две недели по поступлении он ночью пропал (бежал домой)… Объяснил мальчик свой побег просто: «Там нехорошо, обратно не хочу…» "
Трудно сказать, насколько изменился герой картины Пряшникова. Будем надеяться, что его жизнь сложилась хорошо.
1 минута
6 марта 2023
6714 читали