163 подписчика
Тема самостоятельности ребенка наиболее актуальна для родителей младших школьников.
Вдруг приходит осознание, что ребенок много чего не делает сам. Плюс – эмоционально не выдерживает трудности. Расстраивается из-за неудач. Категорически отказывается браться за любые житейские задачи, которые вызывают негативные чувства. «Не хочу», «не могу», «не буду»
Что тут сказать….
Родители начинают пожинать плоды дошкольного детства и той системы воспитания, которая практиковалась.
Самостоятельность начинается в раннем детстве. С самостоятельной игры. Когда ребенок активно начинает все хватать и изучать функции предметов. Стучать ложкой, вытаскивать все из ваших ящиков, шуршать пакетом. Вот они первые задатки интереса к себе. Разрешаем, наблюдаем, подсовываем аналогичное. И просто радуемся, что мозг ребенка научается развлекать себя без помощи мамы.
Но, так как в моем блоге мало мамочек с такими крохами, то пойдем дальше.
Потом мамы покупают огромное количество игрушек, которое должны развлекать. Игрушка должна оставаться инструментом. Чем больше предметов в детской, тем вероятнее, что без вашей помощи ребенок не сможет выбрать игрушку.
Только скука и дефицит побуждают мозг активничать.
Так, что, если вы мама дошкольника, ваша первая задача – прекратить неконтролируемую покупку игрушек. И показать, как играть с тем, что есть.
Ребенок может придумать игру из чего угодно, но ему нужно подсказать. И немного направить.
Так, что первый тревожный звоночек НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – ребенок не может самостоятельно себя занять. Требует мультики, гаджет, "поиграй со мной"
Чем чаще вы даете, тем несамостоятельней он становится. Плюс страдает познавательная активность.
В любом деле важна познавательная активность, любопытство (а уж для школы и объяснять не буду). А как это работает? А как можно это сделать иначе? А как можно облегчить взаимодействие с этими предметами? И т.д.
Дошкольнику предлагаем разные варианты взаимодействия с предметами.
Да, вам по-первости будет не просто. Ведь его мозг лениться придумывать. Но через месяц вы не узнаете своего ребенка.
И выбор за вами: собраться и помочь ребенку найти интерес в окружающем мире, вам выдержать его нытье или продолжать воспитывать ленивого несамостоятельного, ничем не интересующегося человека.
Ребятам старше 6-ти лет нужно задавать вопросы. Про обустройство мира, про его отношение к той или иной ситуации, про предположения относительно чего бы то ни было. Да, банально: «найди 5 новых вариантов как можно играть с шахматными фигурами, не играя в шахматы».
И ваша задача – удивляться его находкам.
Вопросы, которые вы задаете нужны не вам (хотя это очень любопытно слушать их выводы), а самому ребенку. Именно в вопросах и ответах он узнает себя как личность и видит, что его мнение для других интересно. А значит => растет самооценка и уверенность в своих силах.
Еще один важный момент самостоятельности – самообслуживание.
Запомните раз и навсегда!
Если что-то , что касается моего тела, делают ЗА меня другие, значит Я зависим. Безусловно, речь о ежедневных моментах самообслуживания.
Чистка зубов, мытье, туалетные дела, определение чистоты одежды, одевание, застилание кровати, накладывание и разогрев еды, возможность донести тарелку из микроволновки. Уборка за собой, когда что-то разлил и т.д. Все эти маленькие радости должны укорениться в дошкольном детстве. Постепенно и естественно. Но до 6ти лет!
Ребенок к школе должен следить за гигиеной самостоятельно, себя одеть самостоятельно, себя покормить имеющимися продуктами, уметь как минимум разогреть в микровоновке, уметь отличить грязную одежду от чистой.
Если ваш школьник до сих пор чистит зубы мамиными руками, и вы моете его – заканчивайте это дело!
Как минимум, вы нагло нарушаете его личные границы. Отсюда не только потребительское отношение к родителям, но и агрессия, и тревожность.
Итак, на эту неделю найдите 1- 2 дела для развития самостоятельности.
Что это?
3 минуты
6 марта 2023