104 подписчика
«Наивец» продолжает атаковать нашу почту
Шлёт он много и без всякого разбора
Публикую наудачу одно из его вопрошаний:
«Философия, говорят, есть мысль о мысли
Если остальные ответвления умственной деятельности человека работают с конкретными объектами - числами, образами, знаками - то философия вроде как обходится вовсе без объекта
Ибо объективировать значит ограничить, вывести свой интерес из аморфного пространства все-бытия
Но такой подход философию не устраивает, больно уж она капризная - хочет вгрызаться в самые основы этого все-бытия
Где же основы?
А вот, прежде чем указать на основы - телесно ли, диалектически ли - ты о них помыслил
Значит, прежде основ была мысль об основах
Значит, начинать нужно с мысли о мысли об основах
Или с мысли о мысли о мысли об основах?
Это, кажется, та дорожка, что ведет к Богу
Но постойте, Бог ведь сам есть моя мысль!
Сколько, спрашивается, нам так блуждать по лабиринту «мыслиобомыслиоб»?
Спрашиваю я, наивный, как вообще можно мыслить чистую мысль?
Можно мыслить что-либо конкретное, какую-то категорию, образ, концепцию, наконец, но задача мыслить просто мысль - невыполнима
Мысль невозможна как универсальная чистая форма, она всегда наделена категориальным (концептуальным, семантическим?) качеством
Поэтому чтение Гегеля вызывает у меня жуткий зуд
Гегель пытается возвыситься над болотом бытия весьма мюнхгаузеновским способом - потянув себя за собственную косу (помыслив мысль); иными словами, выводя мысль настолько абстрактную, что она уже как будто бы оказывается вполне конкретной
Что-то об этом, кажется, шептал Кузанский со своими абсолютным максимумом и абсолютным минимумом
Ах, ну да, ещё Паскаль: бесконечная сложность космоса равна бесконечной простоте пылинки
Но что у Паскаля, что у Кузанского за пазухой мысли прятался Бог; у Гегеля же все эти мыслительные па происходят спекуляцией самой мысли
Открывая, мысль раскрывается; потянув, Мюнхгаузен вытягивается
Я, пожалуй, Гегеля ни черта не понимаю
Зато Мюнхгаузена понимаю прекрасно»
1 минута
4 марта 2023