Найти тему

«Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»


Ванькаева Елена Олеговна, Дипломант II степени (призёр) Республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии 2013».

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это всегда успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Конечно, мы, педагоги, обязаны владеть культурой речи.
Так как специфика нашей работы- постоянное общение с людьми, мы собственным примером должны продемонстрировать навыки профессионального общения.Наша речь – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. На мой взгляд, культура речи педагога – важнейшее качество профессиональной педагогической деятельности.
Требования к речи педагога
Все мы знаем, что наша речь:
1.   Речь педагога должна быть грамотна
2.   Должна соответствовать возрасту ребёнка, его развитию
3.   Должна быть точна, ясна и проста.
4.   Необходимо регулировать темп, тон своей речи
5.   Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна.
Следует помнить и о невербальных средствах общения: мимики, жестах, позах.
Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин, который отметил компоненты красивой речи: правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность.
Наша профессия обязывает постоянно совершенствовать свои навыки,и нашаречь не исключение, мы учимся всю жизнь.

Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка:произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.Правильность - это главное коммуникативное качество речи. Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре или в Словаре ударений.Например, всем нам известные каталОг, договОр, квартАл, директорА, докторА, паспортА, а также тОрты, свЁкла,щавЕль, красИвее, звонИт, диспансЕр, баловАться, жалюзИ, ходАтайствовать, досУг, срЕдства, премировАть.Часто эти слова произносят с неверным ударением.

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций. То есть речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.Например, такое любимое всеми школьниками слово «прикольно» можно заменить словами-синонимами: интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально и поразительно. А сколько таких слов в языке!

Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер. Особое место занимают слова-паразиты. Но не всегда они свидетельствуют о скудном словарном запасе. Мы употребляем их тогда, когда хотим выиграть время при обдумывании ответа, это может быть дань моде или боязнь пауз. Чтобы их исключить, необходимо вслух читать литературные произведения, обдумывать свой ответ.

Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.
Например, мы все пользуемся общественным транспортом и нередко слышим оплатить за проезд, местов нет и др. Но оплатить всегда можно что-то, а заплатить за что-то, нет мест и нет дел, хотя фраза «всего делов-то», так прочно вошедшая в нашу речь сбивает с толку.

Выразительность речи. Придают речи выразительность использование пословиц, поговорок, а также умение управлять голосом (темп, громкость, интонация, логическое ударение). Нередко на уроках мы выделяем интонацией, паузой важную информацию, то есть используем тот инструмент, который всегда с нами, наш голос. Поэтому нельзя забывать о культуре речи, компоненте профессиональной компетентности.
«Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»  Ванькаева Елена Олеговна, Дипломант II степени (призёр) Республиканского конкурса «Педагог года Калмыкии 2013».
3 минуты