3909 подписчиков
Я опять о кошечках. Как-то они меня преследуют. Сегодня речь пойдет о двух кошечках на полотне Веласкеса "Пряхи". Те, кто хорошо помнит картину, недоуменно спросят: "Ну, и где же там две кошечки? Вроде бы всю жизнь была одна".
Я тоже так думала до тех пор, пока не села писать статью о картине. Там очень интересная мифологическая составная, предложенная в середине 20 века философом Хосе Ортегой-и-Гассетом и искусствоведом И.Д. Ангуло. Миф, который объединяет все три уровня картины - рассказ о состязании Афины и Арахны. Внизу Афина (пожилая женщина в черном) состязается с Арахной, средняя часть - Афина уже в шлеме и в полном вооружении наказывает несчастную, гобелен с работой Арахны, на котором она изобразила похищение Европы Зевсом (картина Тициана) переходит в верхнюю часть полотна. Пряхи иногда сравниваются с Мойрами, искусствоведы предлагают также миф о Пенелопе.
Но мы о кошечках. Одна - очень симпатичная, темно-серая с белой грудкой, пушистая и упитанная, очень уютная, примостилась у ног хозяйки. Она то ли дремлет, то ли прислушивается к звукам тихо жужжащего колеса.. Вокруг нее кусочки шерсти, рядом - клубок с нитками. Как в каждой кошке, в ней ощущается что-то загадочное и потустороннее, но не злое, а добродушное. А вот где вторая кошечка? Сумеете ли вы её найти? Я не могла поначалу, даже после того как прочитала, что она там есть.
Все дело в том, что кошка черная и сидит она на коленях пожилой женщина, на которой надето темное платье. Понятно, что черное на темном видно плохо, а если учесть, что картина ещё и потемнела за это время, то найти кошечку - дело непростое. Ее практически не видно, но все-таки намек на чёрный силуэт есть. Кто-то мог бы сказать, что это лишь пример пентименто (художник сам исправил свою работу, избавившись от лишнего мотива). Пентименто - это один из художественных приёмов, используемых художником, когда он хочет внести в своё произведение более или менее значительные правки или вообще переделать его. Это "присутствие или появление более ранних изображений, форм или штрихов, которые были изменены и закрашены". Но кошечка - это вряд ли пентименто.
То, как голова этой кошки нарушает белую линию ремня прялки, выглядит слишком преднамеренно, чтобы внимательный зритель ничего не заметил. Если вы увидели темное пятно на ремне , то есть голову кошечки, то легко увидите и силуэт кошки. Лучше, конечно, увеличить картинку. В этой кошечке больше таинственного и страшного. Темные кошки обычно ассоциировались с Гекатой, богиней мрака и колдовства. И хотя в 17 веке кошки уже не считались дьявольским отродьем, но черных все ещё очень даже опасались.
2 минуты
4 марта 2023
291 читали