Найти тему
64,9 тыс подписчиков

В этот день 73 года назад (3 марта 1950 г.) было утверждено архитектурно-планировочное задание для проектирования Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Идея ее создания родилась еще в 1930-х. К началу следующего десятилетия были подготовлены необходимые документы, но из-за войны кампанию пришлось отложить.

Вернулись к вопросу в 1950-м — специалисты «Союздорпроекта» разработали план будущей дороги, и в 1956-м началось долгожданное строительство. Работы были завершены раньше срока — на всем протяжении (109 км) автомагистраль открыли в 1962-м.
Новая дорога, ставшая тогда по сути границей Москвы, избавила городские улицы от транзитного транспорта и разгрузила движение в центре столицы. Правда, уже в 1970-х обращалось внимание на допущенные ошибки при проектировании МКАД.
Из выступления заместителя главы МВД СССР Б. Т. Шумилина // Заседание Верховного Совета РСФСР восьмого созыва (29-30 июня 1972 г.): Стенографический отчет. — М., 1972. — С. 118:
«[Отрицательным] примером может служить Московская кольцевая автомобильная дорога, в разработке проекта которой были допущены серьезные просчеты и безопасность движения по ней не была обеспечена. Так, за период эксплуатации этой дороги на ней произошло 1.663 дорожно-транспортных происшествия. Кроме того, не прошло и 10 лет с момента ввода ее в эксплуатацию, а интенсивность движения уже в 1,5 раза превышает расчетную величину. Возник вопрос о необходимости реконструкции. Но ремонт одного километра этой дороги превышает в 1,2 раза затраты, сделанные в 1962 году. Как известно, переделки всегда обходятся дорого».
Изначально дорогу с целью удешевления проекта построили с 4 полосами движения без разделительного ограждения и освещения. Масштабные работы по реконструкции МКАД стартовали лишь в 1993-м. Во второй раз магистраль расширенную до 10 полос торжественно открыли в сентябре 1998-го. Аналогичные мероприятия по обновлению кольцевой проходили в 2010-е гг.
Тем не менее и сегодня дорога не справляется с нагрузкой. С целью увеличения пропускной способности в настоящее время идет реконструкция сразу нескольких развязок — с улицами Липецкая и Верхние Поля и с Алтуфьевским шоссе. Работы будут завершены до конца текущего года. В целом, за последние несколько лет на МКАД реконструировали 19 устаревших развязок клеверного типа.
© Изображение №1 – М. Трахман / Главархив Москвы / mos.ru / CC BY 4.0 (МКАД, 1970-е гг.); №2 – public domain (МКАД, 65-й км, 2008 г.); №3 – mos.ru / CC BY 4.0 (Развязка МКАД и Волгоградского проспекта, 2014 г.); №4 – mos.ru / CC BY 4.0 (Реконструкция развязки МКАД – Алтуфьевское шоссе, 2022 г.)
2 минуты
1265 читали