Найти тему
6340 подписчиков

Лет 15 назад один мой технический сотрудник любил говорить: «Есть два типа серверов. Один делали китайские школьники на уроках труда и старались. А второй — делали они же, там же, но не старались». Похоже, это было время максимального сосредоточения производств со всего мира в Китае.


Но с тех пор Made in China становилось всё дороже. Себестоимость товара начинается со стоимости труда. А за последнее десятилетие средняя зарплата на китайских заводах и фабриках удвоилась.

Зарубежные производители всё чаще посматривают в сторону других азиатских стран, которые The Economist уже окрестил «Альтернативной Азией». Почасовая оплата труда на промпредприятиях Индии, Малайзии, Филиппин, Таиланда и Вьетнама пока редко превышает $3. Мало? Возможно. Но так работает капитализм.

А из Китая мировые бренды всё активнее съезжают:

▪️ Sony планирует перенести производство камер в Таиланд
▪️ Samsung с 2013 года сократил количество своих работников в Китае более чем на две трети
▪️ Dell уже в следующем году намерен отказаться от использования чипов китайского производства
▪️ Google переносит производство своих новейших смартфонов Pixel во Вьетнам
▪️ Apple хочет к 2025-му нарастить долю iPhone, произведённых в Индии, с 1 из 20 до 1 из 4.

«Альтернативная Азия» полностью не заменит Китай в ближайшее время. Однако тренд налицо.

Вишенка на этом торте — геополитические амбиции Китая, которые всё более отчётливо им артикулируются. Прежде всего в направлении «ТайваньНаш». Что может оказать значимое дополнительное влияние не только на экономику, но и на политику.
Лет 15 назад один мой технический сотрудник любил говорить: «Есть два типа серверов. Один делали китайские школьники на уроках труда и старались. А второй — делали они же, там же, но не старались».
1 минута
240 читали