84,6 тыс подписчиков
Сегодня на литургии читали отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного в Капернауме.
Одного парализованного принесли на постели, но в дом его внести возможности не было. И тогда его отважные друзья влезли на крышу, разобрали ее, подняли туда постель и затем опустили внутрь дома. Представляете, как надо любить человека и как верить в Божественное исцеление, чтобы пойти на такое?! Помянем также добром и хозяев дома, не воспротивившихся разорению их недвижимости. Сейчас в это просто трудно поверить, а в те времена — отнюдь не райские, между прочим, — такое оказалось возможным.
А Христос сказал параличному: «Отпускаются тебе грехи твои» — и вызвал сильное недовольство книжников и фарисеев, которые рассуждали (как показывает дальнейшее изложение) мысленно о том, что это богохульство, что никто кроме Бога не может такое сказать. Но эти мысли были открыты Иисусу, Который сказал: «Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (здесь Он обращается к больному): тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И по этому слову больной встал и отправился домой, славя Бога, а оставшиеся тоже славили Бога, но были объяты ужасом и говорили о чудных делах.
В одном этом эпизоде — три реакции на чудо: возмущение книжников и фарисеев, которое на современном языке можно было бы выразить словами: «а по какому такому праву?», бесхитростное благодарение исцеленного и благоговейный (ну, может быть, чуточку суеверный) ужас остальных.
Первая реакция выказывает некий дефект сознания: если Некто говорит, как имеющий Божественную силу и власть, и происходит по Его слову, то можно было бы предположить (хотя бы как вариант для дальнейших умозаключений), что Он этой силой и властью обладает. Что же мешает такому естественно-логичному ходу мысли? — инерция ритуализма, совершение положенных церемоний уже вполне автоматическое, абсолютизация настоящего. Привычка, короче говоря. Укоренение в привычке уже просто не дает сил подумать о том, что положение дел может измениться, что, собственно говоря, никто и не обещал, что перемен не будет, скорее наоборот: существуют мессианские пророчества, согласно которым при приходе Мессии начнется совершенно новый этап жизни Израиля... Приходится жестко констатировать, что те, кто стоял на страже благочестия, вовсе не хотели встречать Мессию, творящего волю Божию.
Вторая реакция проста, незамысловата и чиста, это — радость и благодарение. Третья же соединяет в себе благоговение и страх. Собственно говоря, именно она вполне типична для человечества, и все дело в пропорциях. Если преобладает благоговение, то и страх имеет тенденцию преобразиться в благой страх Божий: в бережное, трепетное отношение, свойственное живой любви, в боязнь огорчить Того, Кого любишь, сделать Ему больно. Если же преобладает страх, то отношение к Богу преображается в безумное желание скрыться от Него, изгнать Его... и мы все знаем крайнюю форму такого «изгнания».
Да, совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4:18). Но хорошо бы нам еще понимать, что страх следует изгонять не только (и не столько) ради душевного комфорта, но и потому, что страх делает человека богоубийцей.
Марина ЖУРИНСКАЯ
2 минуты
12 марта 2023
2434 читали