Найти тему

"Кит" Даррена Аронофски (The Whale, 2022)


Даррен Аронофски — режиссёр, работающий с разными жанрами, темами и даже зрительскими аудиториями. При таком эклектичном подходе у него никак не получается создать свой цельный художественный мир, но получаются отдельные удачные картины — такие как философский хоррор "Мама!" (Mother! 2017), а теперь вот номинированная на Оскар драма "Кит" (The Whale, 2022). Про "Маму!" на канале есть отдельная статья, а про "Кита" сейчас вам расскажу.

Главный герой картины — мужчина средних лет по имени Чарли, запертый в собственном теле, в собственном доме, в собственной безысходной жизненной ситуации. Чарли страдает морбидным ожирением, обездвижен и одинок. Зарабатывает на жизнь тем, что ведёт онлайн курс по писательскому мастерству в одном из университетов. Поворотный момент сюжета — произведённые единственной подругой Чарли замеры его сердечного ритма и артериального давления, которые говорят о том, что эта неделя в жизни героя скорее всего последняя. Чарли решает в оставшееся ему время наладить отношения с дочерью, которую не видел уже десять лет.

Дальше режиссёр на протяжении полутора часов наполняет фильм отборными драматическими спекуляциями: тут и нетрадиционная любовь, и смерть близкого человека, и зависимость, и созависимость; и трудный подросток, на которого, помимо множества других проблем, надвигается еще и потеря отца; и жертва, приносимая Чарли; и горестные открытия, и слёзные признания... Все эти беспроигрышно грустные сюжетные ходы умело скомбинированы, хорошо и правдиво смотрятся. Актёрская игра на высоте, и весьма вероятно, что Брендан Фрейзер заслуженно получит "Оскар" за лучшую мужскую роль. Будучи человеком сентиментальным, я даже пару раз всплакнула. И в целом фильм смотрится интересно, гладко, вы не выключите его на середине и не пожалеете о потраченном времени.

Но при всём том, что Аранофски подарил нам сделанную крепкой рукой драму с нетривиальным сюжетом, всё-таки и в ней проявилась его неизбывная тяга к цирковым представлениям. Весь фильм кричит как зазывала бродячего шапито: "Посмотрите, как выглядит человек, который весит больше трёхсот килограммов. Вот какой он толстый!". Проблема-то поднята нешуточная и актуальная для людей во всём мире — расстройство пищевого поведения. Однако единственное, что режиссёр рассказал и показал нам об этом — суперзапущенный итог с всегдашней долей агитации: будете заедать негативные эмоции — вот что с вами случится; так что немедленно перестаньте заедать негативные эмоции. Тот же уровень анализа зависимого поведения мы получили и в "Реквиеме по мечте" 23 года назад. В этот раз режиссёр мог бы копнуть и поглубже.

И по поводу финала у меня остались большие сомнения. Вот это и был тот самый искупительный катарсис, который нам всем так нужен? С одной стороны, концовка задумывалась как сильная, героическая и надрывная. С другой стороны, я увидела в ней лишь унылую неспособность героя справиться с собственной слабостью, которую режиссёр для чего-то завернул в обёртку самопожертвования.

Очень интересно узнать ваше мнение о фильме, поскольку на меня он произвел сильное, но противоречивое впечатление. Буду ждать комментариев.
"Кит" Даррена Аронофски (The Whale, 2022)  Даррен Аронофски — режиссёр, работающий с разными жанрами, темами и даже зрительскими аудиториями.
2 минуты