Найти в Дзене

☦️ 12 марта. Неделя 2-я Великого поста


📖 "Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали." (Мар. 2:1-12, РСП)

🖋 В древности Капернаум - большой город в Галилее, расположенный на северо-западном побережье Тивериадского озера. По-еврейски название города звучало как Кафр-Нахум (деревня Наума): по преданию здесь находилась гробница пророка Наума. В I веке здесь процветал рыбный промысел, велась оживленная торговля, находился центр налоговых сборов римлян - "мытница", располагалась сотня XII Молниеносного легиона римских войск.

Ориген и блаж. Иероним переводили название города, как "поле (село) утешения" (Нуам - евр. "утешение"). Такой перевод более соответствует значению Капернаума в деле проповеди Евангелия. Сам Христос в евангелиях называет Себя Утешителем (Мф. 11:28; Ин. 14:16) Получается, что название города имело пророческий смысл: здесь поселяется Иисус, когда Его изгоняют из родного города - Назарета; здесь находит первых Своих учеников: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна; здесь начинается Его проповедь о Царстве Божием в синагоге, домах и на улицах; здесь Христос совершает столько чудес, что о городе начинают судачить во всех окрестных странах и даже в Иерусалиме.

В ряду чудес, совершенных Христом в Капернауме, чудо исцеления расслабленного занимает особое место: Иисус не требует веры от больного - Он находит ее у его близких. И в ответ на эту веру произносит: "Прощаются тебе грехи твои". Это вызывает взрыв внутреннего негодования среди присутствующих знатоков Писания: "Он богохульствует!".

Мы, христиане, настолько привыкли к этим словам, что искренне возмущаемся неверием окружавших Христа иудеев. Но надо учесть, что Сам Бог даровал им такой способ очищения от грехов, который не предполагал краткой молитвы священника над головой кающегося. Кающийся иудей должен был принести жертву за грех, и сделать это он мог только в иерусалимском храме. Вся Книга Левит📜, это по сути подробная инструкция, как, где и что в этом случае делать.

Само очистительное жертвоприношение состояло из нескольких этапов: выбор жертвенного животного, проверка жертвы на соответствие нормам обрядового закона, возложение рук кающегося на голову животного, собственно ритуальное убийство, манипуляции с кровью жертвы, сожжение ее на жертвеннике. И даже после этого считалось, что человек чист от какого-то конкретного греха, а не от всех грехов, - этого в принципе быть не могло.

А тут какой-то провинциальный раввин просто говорит: "Прощаются тебе грехи". Каково?! Поэтому внутренний ропот книжников можно понять. Но только до тех пор, пока в ответ на этот ропот Иисус не произносит, обратившись к расслабленному: "Встань, возьми одр твой и иди в дом твой".

Это чудо стало громогласным ответом тем, кто сомневался в мессианском достоинстве Иисуса. Оно показало, что слова Христа никогда не расходятся с делом.

Как это и подобает Богу.
3 минуты