33 подписчика
Комедия ошибок.
Хотя и написана пьеса по классической классике Плавта, но сюжет никакой. Мы всю дорогу следим за откровенной буффонадой, обильно приправленной непонятными нам сегодня в переводе каламбурами, которые чувствуются, но не понимаются (прямо как в "Двенадцатой ночи")
Мы, зрители, должны сразу понять, что видим очень условную историю. Если мы принимаем правила игры: там все дураки и дурака валяют, то будет весело, если нет - мы видим дурь.
Также нужно понимать, что это произведение стоит на плечах древнего театра. Вот вам греческие вставки. В начале отец берет на себя роль Пролога, как отдельного персонажа, и в долгом монологе рассказывает всю предысторию. Прямо как Горацио… и как Горацио он кажется искусственно встроенным в повествование, но тем не менее он часть истории. И это уже развитие идей древней драмы.
Однако не одними эллинами жива эта пьеса.
Помните, я говорил, что в "Бесплодных усилиях любви" Шекспир пытался соответствовать двум направлениям итальянской комедии. Ученой и Дель арте. Тут есть отголоски этого. Временами сюжет останавливается и персонажи начинают умничать и каламбурить. Для своего времени наверно весело, но нам сегодня вообще не интересно. А всё остальное время мы видим классику комедии масок - влюбленные и их слуги. Кто-то кого-то вечно колотит, никто ничего не понимает и это дьявольски смешно. (Нет)
Однако за персонажами масками иной раз проступают интересные драматические образы и ситуации. Вот Люциане признается в любви один из близнецов, а она думает, что он муж её сестры и всячески пытается его урезонить, хотя сама возможно не прочь. Это уже абсолютно живая современная сцена, которую интересно играть и смотреть.
Характер жены второго брата так и вообще оказался проработан лучше чем все остальные персонажи вместе взятые. Она не просто злобная. Она ревнивая. И всё потому что она стареет и боится, что её увядающую муж меньше любит и потому постоянно капает ему на мозг, этим его еще больше от себя отворачивая. Она даже пытается клеветать на него публично чтобы никакая нахалка на него не позарилась.
Это очень живо и не дает отнести пьесу к разряду проходняка. Однако и чем-то серьезным её назвать нельзя. Тут не проработаны персонажи. Тут нет антагониста. Никому не угрожает серьезная опасность, а с проблемами можно справиться просто по щелчку пальцев. Но персонажи-маски призваны проблемы не решать, а множить и этим развлекать зрителя.
Одним словом, комедия ошибок. Не более. Но и не менее.
PS При этом сам стиль очень занятный. Ошибки, которые растут как снежный ком. Во что вылилось развитие этого принципа можно увидеть в шикарной пьеса «Оскар» Клода Манье, по которой был снят презабавный фильм сначала с де Фюнесом, а после со Сталлоне.
PPS И замечу еще: эта пьеса для очень маленькой труппы. Она не требует ни массовки, ни сложной сцены, ни технической подготовки, её можно играть с колес.
2 минуты
23 февраля