1725 подписчиков
Как это все-таки интересно, когда перелистывая старый журнал, ты натыкаешься на старую фотографию, настоящий артефакт давно ушедшей эпохи. Так получилось и со мной, когда на развороте самого первого номера журнала "За рулем" (№1 за 1928 год) я обнаружил фотографию оживленного московского перекрестка. Точно установить место, где была произведена съемка не представляется возможным из-за отсутствия таких ориентиров, как окружающие перекресток здания, но то, что снимок сделан именно в Москве понятно по некоторым косвенным признакам, а именно: сочетанию моделей автомобилей, запечатленных на фотографии, в одном городе.
В середине перекрестка стоит милиционер, который регулирует движение с помощью специального семафора на поворачивающейся тумбе (до появления первого светофора в Москве оставалось ещё около трех лет). Судя по положению семафора, движение автомобилей и пешеходов в момент, запечатленный на фото, разрешено слева-направо и справа-налево, автомобили же, пересекающие перекресток в других направлениях - стоят.
Среди автомобилей наибольшее количество (автор насчитал 4 шт.) составляют автомобили-такси Рено KG, которые появились на улицах Москвы в 1925 году и своим появлением помешали Адаму Козлевичу (персонажу романа "Золотой теленок" писателей Ильфа и Петрова) использовать свой липовый "Лорен Дитрих" (а на самом деле ФИАТ 1902 года выпуска) для автоизвоза в Москве, в результате чего он очутился в городе Арбатов. Кстати, в этом году мы празднуем столетний юбилей второго, уже советского рождения московского такси (первый автомобиль-такси появился на улицах Москвы в 1907 году, но о массовом применении такси говорить тогда не приходилось). А в середине снимка (за регулировщиком) запечатлен как-раз такой частный автоизвозчик (автор сумел разглядеть в левой части ветрового стекла табличку с номером, характерную для таких "кустарей с мотором"), которые во второй половине 1920-х годов даже превосходили по численности государственные такси Рено.
Также в левой части фотографии видны два автобуса марки "Лейланд", регулярное движение которых по нескольким маршрутам открылось ещё раньше - в середине 1924 года. Самый первый маршрут открылся 8 августа 1924 года, когда первые восемь автобусов марки "Лейланд" стали курсировать между Каланчёвской площадью и Тверской заставой.
Вот что писалось об этом в газете "Рабочая Москва" от 9 августа 1924 года:
"Вчера в 12 часов в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчёвской площади до Тверской заставы. Весь маршрут в 8 верст разбит на 4 станции* и 13 остановок, в пути - 25-27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6-8 минут. Плата за одну станцию* 10 копеек. В ближайшее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) получает из-за границы еще 8 автобусов, которыми будет обслуживаться вторая линия. Автобус облегчит работу трамвая".
* под станциями в статье надо понимать более привычные нам зоны.
А вот что действительно удивило автора на этом снимке, так это полное отсутствие на нём гужевого транспорта (как извозчиков, так и ломовиков), которых в то время в Москве должно было быть около пяти тысяч. И как тогда на похожем перекрестке "гражданин О. Бендер" (ещё один бессмертный персонаж произведений Ильфа и Петрова) умудрился "попасть под лошадь и отделаться легким испугом"? Вероятно фотограф выбрал момент, когда в кадре отсутствовали те самые пресловутые "кареты прошлого". На самом деле гужевой транспорт в Москве существовал ещё достаточно долго, хотя такси и в 1920-е годы уже составляло заметную конкуренцию извозчикам: как не странно, но плата за проезд у извозчиков была выше. Тем не менее, автомобилей всегда не хватало, и легковые извозчики продержались в Москве до начала Великой Отечественной войны, а грузовые - ещё дольше. Автор этого поста сам регулярно видел гужевые грузовые повозки на проспекте Мира в Москве ещё в начале 1960-х годов.
Вот такие мысли посетили автора, когда он разглядывал эту старую фотографию - картинку из совсем другой, уже исчезнувшей жизни.
3 минуты
19 февраля