285 подписчиков
Своими размышлениями о балансе живого и виртуального общения в жизни современных детей, подростков и взрослых делится Светлана Елманова, руководитель программы 6-12.
(В этой статье вы не найдете информацию о том, что нужно читать много книг или отбирать у ребенка экран. Все мы знаем и понимаем, что чтение книг помогает запомнить грамотное написание, но многим семьям невероятно трудно заставить, уговорить или убедить ребенка взять книгу. Я предлагаю найти баланс письменного и устного общения в виртуальном и в реальном мире.)
У общения и языка есть смысл и цели, которые пришли к нам из далекого прошлого от древних людей. Язык - это инструмент, с помощью которого люди описывают окружающий мир. От «Пойдем туда, там я видел оленя» до исследований космоса. Письменный язык - это продолжение устного языка. С помощью языка мы выражаем свои мысли и чувства, узнаем и понимаем окружающих нас людей. Язык, в первую очередь, - это система общения.
С точки зрения нейробиологии, активизация и работа зон мозга при написании текста от руки и при печатании отличаются.
В Монтессори классе мы поддерживаем культуру общения (вежливость и корректность), для каждого раздела языка у нас есть необходимые Монтессори материалы, с помощью которых дети сами выводят правила и систематизируют их при поддержке взрослого.
Монтессори гид каждый год рассказывает Великую историю языка, мы исследуем историю книг, историю слов, историю букв и историю разных языков. Язык невероятно тесно переплетен с историей человечества и с ее развитием. Сколько исчезло слов и появилось новых!?
В классе мы пишем (сочиняем) тексты особым образом. Сначала ребенок, находящийся в творческом порыве в роли писателя, вдохновенно выкладывает свои мысли на бумагу. А потом, через какое-то время, становится редактором, и уже в роли редактора исправляет все свои ошибки. Получаются великолепные книги, написанные и от первого лица («Я - камень. Лежу на дороге и смотрю на всех»), истории про героев (например, по биологии мы писали истории про внутренние органы: «Мозг. Управляю всем, что есть в человеке. Самый важный и главный.») и многое другое.
Это «большая работа», которая является источником развития ребенка.
Еще в классе у нас есть традиция написания записок. Если педагог занят на презентации, а ребенку срочно нужно получить ответ на свой вопрос или подтверждение, он пишет записку - и наоборот.
Когда дети общаются в смс, они пишут как слышат, не проверяя написанные слова, выражают свои мысли без обдумывания фраз и слов. Дети целенаправленно меняют в словах буквы, переделывают общепринятые слова на свои. Они придумывают свой язык - как устный, так и письменный. Такая тенденция абсолютно нормальна для детей.
Вспомните сообщения, которые вы сами пишете. Всеми ли правилами вы пользуетесь? А как насчет заглавных букв в начале предложения или имени?
Мы, как взрослые, можем ввести культуру переписки, когда дети пишут нам или другим взрослым. И таким образом начать путь грамотной переписки. Например, вы можете возвращать слово с ошибкой в ответе:
— привед мама
— ПривеТ, Рома.
Как можно поддержать ребенка на пути формирования грамотной речи:
Слоговое чтение, переписывание текстов.
Записки, списки, чек листы дома.
Традиции семьи: комплименты под подушку, открытки, поздравления, пожелание доброго утра, ведение дневника, подписи под фотографиями и много другое.
Создание квестов с записками.
Устные игры: в слова, в контакт, в трехлитровую банку, придумывание историй и тд.
Настольные игры: словодел, кроссворды, истории на листочке.
А что практикуете вы? Поделитесь с нами!
2 минуты
25 февраля