Найти в Дзене
12,1 тыс подписчиков

Душевно мой коллега по "СЭ" Виталий Айрапетов написал о выдающемся спартаковце Галимзяне Хусаинове на 15-летие со дня его смерти. Спасибо ему за эмоции и за память.


Гилю, как все его называли, я как игрока не застал. Он закончил в год моего рождения - 73-й. Но, много о нем прочитав и услышав, уверен: если бы мы совпали по времени, это был бы один из моих любимых футболистов. Как Старостины хорошо об этом технаре высказались: "Он из племени маленьких гигантов". Его рост был - 164 сантиметра.

Когда человек играет за одну команду столько лет, его особенно ценят. А Хусаинов, с которого, пожалуй, и пошло поверье о фартовости татар для "Спартака" (далее - Дасаев, Хидиятуллин etc), играл 14 лет. Его обожали.

Причем делали это еще сильнее, зная о страшном ударе судьбы - кошмарным образом выпала из окна полуторалетняя дочка. Как они с женой это выдержали - Бог весть. А потом она выхаживала его долгих 16 лет, когда из-за атрофии головного мозга Гиля стал совсем беспомощным и не ориентировался в пространстве. Проблемы со здоровьем начались вроде бы именно из-за того удара. Но сколько лет он еще отыграл. И как!

Из общения с ветеранами мне запомнилось, что Хусаинов был большим ценителем джаза и из каждой зарубежной поездки привозил новые - и редчайшие, конечно, в СССР - пластинки. Владимир Маслаченко еще рассказывал, что он здорово играл в шахматы.

Интересно, кстати, подсчитать - много ли было игроков, которые стали чемпионами в обеих золотых спартаковских командах Никиты Симоняна - 62-го и 69-го годов? Галимзян был одним из них, во втором случае - капитаном. Вот цитата Никиты Павловича из "Спартаковских исповедей": "Гиля Хусаинов — он был образцом во всех отношениях. Если бы такими и по игровым, и по человеческим качествам были все 11 игроков — это сладкий сон любого тренера. При его технике и светлой голове — абсолютно безотказный, на каких бы позициях его бы ни просили играть".

Федор Черенков называл его мне среди кумиров своего детства, которое пришлось как раз на время хусаиновского расцвета.

Его 129 голов за "Спартак" - третий показатель в истории клуба. Таких людей, сколько бы лет ни прошло, надо знать, помнить и ценить. Многие ли молодые красно-белые - и игроки, и болельщики - в курсе о Хусаинове? Большая их часть при упоминании этой фамилии, вероятно, подумает о судье Сергее. Тем более что тот громкими воспоминаниями периодически о себе любит напоминать.

Светлая память Галимзян у Хусаинову. И, хоть я никогда вживую не видел его в игре и не то что на дружеской ноге с ним не был, а лишь пару раз имел возможность пожать ему руку на ветеранских мероприятиях (он очень долго и тяжело болел), мне кажется, что очень хорошо его знал. По книжкам и рассказам тех, кто с ним играл и дружил.

Конечно, я не имею никакого права на фамильярность - называть его Гилей. Но мне отчего-то очень хочется это сделать. Для начала, правда, попав на спартаковскую трибуну где-то в 69-м. Как мой папа, для которого как болельщика это как раз поколение его молодости.

Такова магия больших футболистов. Даже (а может - особенно?) если они - совсем маленького роста.
Душевно мой коллега по "СЭ" Виталий Айрапетов написал о выдающемся спартаковце Галимзяне Хусаинове на 15-летие со дня его смерти. Спасибо ему за эмоции и за память.
2 минуты