Найти в Дзене
568 подписчиков

ОБРАЗЫ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ В РОСПИСЯХ БЕЖЕЦКИХ И ВЕСЬЕГОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ


Со вчерашнего дня в церковном календаре началась неделя о мытаре и фарисее. В это время на богослужениях вспоминают притчу Иисуса Христа, записанную в 18 главе Евангелии от Луки. Думаю, что её содержание всем хорошо известно.

Образы героев этой притчи встречаются в росписях трех церквей Бежецкого и соседних Весьегонского и Краснохолмского районов: Богоявленской с. Еськи, Преображенской с. Никола-Высока и Казанской с. Русское-Кошево (исторически относилось к Бежецкому уезду). Все эти церкви были расписаны в средине XIX века разными мастерами: храм в Еськах – в 1845–1847 годах артелью Михаила Васильевича Тыранова, в Никола-Высоке – в 1856–1857 годах артелью Ивана Федоровича Смирнова. Авторство росписей храма в Русском-Кошеве пока не установлено.

Следуя сложившейся в эпоху классицизма традиции, художники поместили изображения мытаря и фарисея на западной стене, в нижнем ярусе, по левую и правую стороны от входа в храм. Вероятно, такое расположение образов – на уровне глаз зрителя – имело назидательное значение: молящиеся должны поставить себя на место героев притчи, подражать смирению мытаря и избегать лицемерия фарисея.

О сходстве и различии образов мытаря и фарисея в упомянутых храмах пишет искусствовед Анна Леонидовна Павлова:

«При сравнении образов мытаря и фарисея с аналогичными изображениями в Еськах снова наглядно видна незаурядность мастера. В Русском-Кошеве и Никола-Высока изображения в полной мере уподоблены классицистической скульптуре, они идеальны и бесстрастны, их глаза полузакрыты или написаны без зрачков. В Еськах хорошо видны тёмные глаза героев, изображённых как ожившие скульптуры. Высокий лоб мытаря бороздят морщины, чего нет в гладком "мраморном" лице мытаря из Русского-Кошева или Никола-Высока. В Еськах смирение мытаря не передано буквально: его голова не обращена вниз, и уголки губ не опущены, как в Русском-Кошеве и Никола-Высока. При красоте образа в Русском-Кошеве лик мытаря наделён некоторой театральностью, что особенно проявляется в "картинной" упавшей на лоб пряди волос, подобные приёмы совершенно отсутствуют в подлинном тихом смирении лика мытаря в Еськах».

Иллюстрации:

1. Образ мытаря. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года.

2. Образ фарисея. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года.

3. Образ фарисея. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года.

4. Образ мытаря. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года.

5. Образ мытаря. Роспись неизвестной артели, 1860-е годы. Храм Казанской иконы Божией Матери, урочище Русское-Кошево Краснохолмского района. Фото автора, май 2023 года.
2 минуты