Найти в Дзене
20,2 тыс подписчиков

Почему люди воюют?


Не удивляйтесь, при всей очевидности ответа, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Научное сообщество задумалось над причиной возникновения конфликтов, для чего была тщательно изучена и прослежена активность человечества в уничтожении себе подобных и проанализированы причины такого поведения.

Последнее исследование и размышление по этому важному для эволюции человечества поводу провёл американский профессор Дойн Доусон. Главным вопросом, на который пытался найти ответ учёный: является ли война следствием самой природы человека или порождением его воспитания, культуры, традициями рода-племени. Сам профессор предлагает различать описание войн в военно-исторической литературе и глубинные причины возникновения военных конфликтов.

Выясняется, что человечество прискорбно мало знает о войнах в таком контексте. Если отслеживать и изучать конфликты с точки зрения военного дела, то есть описательного стиля, можно представить себе, что первобытные племена постоянно находились в состоянии войны. Однако археология находит всё новые подтверждения тому, что причинами выживания одного вида и вымирания другого чаще всего были какие-то третьи причины, а не уничтожение одних другими, более удачливыми и агрессивными.

На эту тему у меня в каталоге есть несколько публикаций в разделе «Древние предки человека» — рекомендую ознакомиться.

Все современные теории первобытных войн сводятся к версии конкуренции за ресурсы и еду. Однако у археологов всё больше свидетельств в пользу неочевидности доминирующей версии. Ранние палеолитические войны первобытных племён вряд ли могли быть распространённым явлением. Группы охотников-собирателей насчитывали, в среднем, человек по 40, и при такой численности, а также удалённости от родственных и (или) дружественных сообществ, всерьёз говорить о войнах между столкнувшимися группами не приходится.

По мнению исследователей, мир был достаточно велик для того, чтобы уйти в сторону и не рисковать. Если предоставлялся удачный случай поживиться трофеями и женщинами за счёт заведомо более слабого племени, это одно. А нападать на равного себе противника могло означать ослабление обеих групп с неизбежным попаданием в категорию слабых, то есть потенциальную добычу для сильных. Животный мир живёт также, там всё подчиняется простой логике приоритета выживания над инстинктом нападения и добычи.

Но история неуклонно свидетельствует, что в какой-то момент всё круто изменилось. Учёный считает, что точкой отсчёта следует считать возникновение верхнепалеолитической охотничьей культуры около 35000 лет назад, которое сейчас рассматривается как прорыв в социальной эволюции. Усиление роли родовой общины, возникновение межрегиональных связей и развитие технологий создали платформу как для объединения людей по принципу «свой-чужой», так и разделению по тому же признаку.

Следующий этап — появление устойчивого сельского хозяйства, укрупнение осёдлых сообществ, а значит создание стационарных запасов материальных средств со всеми вытекающими интересами со стороны. Археология свидетельствует: войны в неолите, порой со множеством жертв, были обычным явлением. Но не неотвратимым, иначе бы каменный век гораздо быстрее бы перешёл в период формирования централизованных государств с сильными военизированными структурами.

Вывод профессора таков: «В ходе человеческой эволюции имел место отбор в пользу агрессивного поведения, но не биологический, а культурный и политический. Биология не приговаривает нас к войне, но, возможно, культура и политика способны сделать это (если им не помешать)». И об этом стоит подумать, особенно некоторым западным политикам. Если не разучились... в чём есть вполне обоснованные сомнения.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии», а в издательстве Ridero стала доступна отредактированная версия моей книги «Вера наших предков. Неизвестные страницы».
3 минуты