1 подписчик
«Не так уж и плохо… или всё-таки плохо?»
Существует особая категория утешителей, которые, едва завидев страдающего человека, немедленно начинают закапывать его в траншею сравнений: «Да ладно тебе, могло быть хуже! Вон у Васи вообще ипотека, трое детей и аллергия на счастье». Как будто сознание внезапно проснётся, удивится и скажет: «Чёрт возьми, а ведь и правда, у меня-то только разбитое сердце, потерянная работа и пятно от кофе на любимой рубашке. Подумаешь!»
Но вот в чём парадокс: когда тебе плохо – тебе плохо. И то, что где-то у кого-то ещё хуже, никак не отменяет твою боль. Никто не приходит к человеку с переломом ноги и не говорит: «Ну, это ещё ничего, а вот Петрову вообще цемент на голову упал!» – просто потому, что очевидно: сломанная нога болит, независимо от количества несчастий в мире.
Аналогично и с душевными страданиями. Тот факт, что у кого-то ипотека, не делает твою тоску по ушедшей любви менее жгучей. Слезам не скажешь: «Эй, прекращайте! У Маринки из бухгалтерии вообще кот с балкона упал!» Они всё равно будут литься, потому что внутри что-то разорвалось, и этот разрыв никакими логическими доводами не залатать.
Да, сравнивать себя с теми, кому хуже, – это, конечно, вариант. Но такой себе. Потому что по этой логике можно сказать человеку, который ест пережаренный стейк: «Радуйся, ты хотя бы ешь, вон у некоторых вообще только суп из топора». Только вот невкусный стейк вкуснее от этого не станет.
Истина в том, что каждому больно по-своему. И если уж хочется поддержать, лучше просто сказать: «Слушай, да, фигово. Но я рядом». Это честнее, чем убеждать человека, что его несчастье – не такое уж и несчастье. Потому что когда шторм бушует внутри, ему совершенно неважно, что в океане где-то ещё есть айсберги.
1 минута
6 февраля