154 подписчика
Сижу за свежим номером Лаканалии, посвященного взгляду, что безусловно отсылает нас к стадии зеркала Лакана. И мой собственный взгляд зацепляется за довольно интересную картину «Св. Луция» (1635-1640) Франсиско де Сурбарана. Картина как картина, если не присматриваться к содержимому подноса, на котором лежат вырезанные глаза как фрагмент тела, а не как жутковатые окровавленные шарики. Девушка жила в 3-4 вв. н.э. и, дабы избавиться от настойчивого кавалера, вырвала себе глаза, которые его так пленили. Радикально. Не могу не вспомнить, и Виктор Аронович Мазин тоже, похожий сюжет со св. Агатой - современницей Люции, которой также пришлось пожертвовать среди прочего и частью тела (груди), дабы, как и Люция, не достаться назойливому ухажеру. Не ясно, были ли оба примера мазохистическими актами, произведенными самими девушками (согласно легенде), или же это все в рамках зверских пыток, которым подверглись несчастные.
Тем не менее, для Лакана речь идет не об органах зрения, а об объектах желания. Как схемные объекты, они изъяты из тела, сняты с тела как объекты желания Другого. Жуткое дело – лишиться глаз, не чтобы НЕ видеть преследующего Другого, а чтобы ЛИШИТЬ его объекта желания и, тем самым, получить от него избавление.
«Глаза и груди, которые преподносят на блюде святые мученицы, как и глаза Эдипа, валяющиеся перед ним на негостеприимной земле изгнания, являются здесь с другим знаком, нежели фаллос, который у человека, как и других высших животных, устроен таким образом, что момент наслаждения сопровождается детумесценцией… Со знаком минус фаллос в роли объекта а предстает постольку, поскольку в совокуплении он участвует не только как орудие желания, но и как его негатив» (Лакан Ж. Тревога. Семинар. Книга X. С. 217).
1 минута
3 февраля 2025