18,1 тыс подписчиков
«Японский нищий», 1904 год
Художник: Василий Верещагин
В 1903 году Василий Верещагин наконец-то осуществил свою давнюю мечту и посетил Японию. Он провел время в Токио, Киото и Никко, где изучал местные традиции и обычаи, стараясь собрать как можно больше этнографического материала, который мог бы дополнить его будущие выставки.
Его небольшой портрет «Японский нищий» представляет собой своеобразную путевую заметку. Верещагин с удивительной точностью передал экзотический ритуальный костюм мужчины, играющего на флейте и держащего на голове плетеную корзину. Хотя черты лица скрыты и не позволяют сделать портрет этого персонажа, внутреннее достоинство японского нищего, который на самом деле является монахом-комусо, создает обобщенный образ всей цивилизации, о которой в то время в Европе было мало известно.
Комусо (яп. 虚無僧, букв. — «монахи пустоты») — это монахи дзэнской школы Фукэ в Японии.
Наименование последователей Фукэ словом «комусо» связано с самураем Кусуноки Масакацу. «Повесть о Великом мире» XIV века рассказывает о том, как Масакацу храбро служил своему сюзерену, который проиграл войну. После того как сюзерен передал знаки власти противнику, Масакацу стал ронином — самураем без хозяина.
Согласно тексту «Кётаку Дэнки», ронин Масакацу, заложивший основы внешней формы Фукэ, носил одежду нищего и самурая одновременно. Его большая шляпа, закрывавшая лицо, имела маленькие вертикальные прорези напротив глаз. С позиции учения дзэн такая шляпа символизировала абсолютную отрешенность самурая-нищего от мирской суеты.
С самурайской точки зрения, такая шляпа помогала Масакацу оставаться неузнанным врагами его сюзерена. После того как Масакацу стал монахом, он принял буддийское имя Кёму, которое являлось сокращением от Кёмукудзяку («Пустота и Небытие»). Кёму путешествовал по стране, играя мелодию «Колокольчик пустоты», и на часто задаваемый вопрос о своей личности отвечал: «монах Пустоты и Небытия».
1 минута
22 февраля