12,1 тыс подписчиков
В «Центре искусств. Москва», одном из самых интересных московских музеев, есть небольшой японский кабинет. Он похож на драгоценную шкатулку, битком набитую всякими чудесными вещицами. Здесь представлены произведения искусства Японии эпохи Мэйдзи (1868 – 1912), эпохи «просвещённого правления», из частных собраний.
Для японцев это было время больших перемен: переходом от самурайской системы управления в лице сегуната к правлению императора Муцухито (Мэйдзи) и его правительства. До эпохи Мэйдзи император выполнял лишь церемониальные функции.
В это время прекратилась 200-летняя самоизоляция страны, правительство взяло курс на промышленную революцию, появилась первая конституция. А Европа познакомилась с искусством Японии. Изделия японских мастеров приводили в восторг европейских художников.
В «Центре искусств. Москва» представлено японское декоративно-прикладное искусство: лаковые изделия, мебель, вазы-сацумы и вазы, декорированные эмалями; декоративные тарелки, панно, кабинет, окимоно (📸 8), нэцкэ (📸 9), холодное оружие (📸 10).
Окимоно («вещь, которую ставят») - скульптура из слоновой кости, предназначенная для украшения интерьера.
Нэцкэ - тоже маленькая скульптура, ещё меньше, чем окимоно по размеру, но у неё была прикладная функция: она служила брелком-противовесом. С помощью нэцкэ на поясе закрепляли кисет с табаком, связку ключей (карманов в традиционной японской одежде не было).
📸 1 - 5: Шкаф-кабинет, украшенный резьбой и инкрустацией, сделан во второй половине 19 века. Дерево, лак, перламутр, слоновая кость, чеканка, позолота. Его сложная, ассиметричная композиция построена на сочетании открытых и закрытых полок разного уровня. Дверцы выполнены в технике сибаяма (на позолоченных панелях), украшены изображениями птиц и цветов.
📸 6 - 7: ковёр ручной работы, вышивка шёлком очень выразительно изображает собак, играющих у водопада.
1 минута
16 января