Найти в Дзене

Расёмон

Rashomon, 1950, Акира Куросава

У меня есть какое-то недоверие к старым фильмам. Да, если я фильм посмотрел старый признанный шедевр, и мне он зашел, то буду бегать и кричать, как это гениально, и ничего такого сейчас не снимают. Но если я еще что-то не смотрел, то мне кажется, что этот фильм ценен скорее как артефакт другой эпохи, а не просто сами по себе. Расёмон я откладывал по этой причине, и очень зря.

С релиза Расёмона прошло уже 75 лет, Куросава один из самых известных режиссеров, наверняка его покадрово разбирают во всех киноакадемиях. Почему при этом у меня ощущение, что Куросава продвинулся в вопросах исследования человеческого достоинства дальше, чем кто-то еще?

Что повторить смогли — развитие сюжета через несколько взаимоисключающих друг друга точек зрения. Недавно тут был обзор на фильм Герой. Там размах был поширше, но камерность Расёмона ближе к телу. При этом, история про XI век, и герои ощущаются именно как герои из XI века, себя с ними сложно отождествлять. Понятно, что я понятия не имею, как выглядели люди тысячу лет назад, просто сказывается общая японская экзотичность.

Прием ненадежного свидетеля в самом деле популяризовал Куросава, он так и называется: «Rashomon effect». Употребляется не только в кинокритике, но и в юриспруденции, социологии, психологии, истории.

Мое непрофессиональное, и поэтому безапелляционное мнение: «Там не четыре разных истории, а одна, ведь каждый человек верил, что говорит правду, и может быть лишь чуть-чуть перетасовал факты, чтобы лучше донести свою мысль. Поэтому механически выбрать последнюю историю как „истинную“ — безответственно. Каждый человек и герой и негодяй.»

Расёмон — замковые ворота. Это были главные ворота Киото, а значит и всей Японской империи. К XI веку и империя, и ворота сильно истрепались, и Расёмон стал чем-то вроде слона из «Отверженных» Гюго.

Финальная сцена здорово тебя приземляет. Стопроцентной правды нет, но все равно есть базис, за который нужно держаться.

Лучшие сцены:
— Причитания в начале
— Каждая сцена с главным злодеем
— «У меня шесть детей»
— Презрение в глазах
— Брови у главной героини — японский классический мейкап зрелище не для слабонервных
— Драка в последней истории, с трясущимися руками
— Ого, в Японии есть дикие леса?
1 минута