1511 подписчиков
Овраг в представлении чувашей-язычников – некая, разделяющая (и одновременно – соединяющая) миры линия. Через овраг, из поленьев строился символический временный мост, который в с. Старое Афонькино называется Шинават (илл. 67). Согласно обычаю, по нему умерший (а на сороковой день – юпа) переносится из деревни (мира живых) на кладбище (мир мертвых). Заметим, что, по мнению современных исследователей «идея моста через овраг в чувашской мифологии тесно связана с древнеиранской традицией погребения усопших» (Лепешкина, 2011. С. 258). Действительно в представлениях зороастрийцев есть мост Чинват (Дорошенко, 1982. С. 56). Под стопой грешника Чинват становиться узким «как лезвие бритвы», праведнику кажется шириной «в девять копий или двадцать семь стрел» (Мифологический словарь, 1990. С. 597).
Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
Нашей исследовательской группе в селе Старое Афонькино удалось увидеть и зафиксировать на пленку остатки самого моста через овраг и столы со стульчиками для покойников на другой стороне оврага. Картина полностью соответствует описаниям исследователей: «Мост строили из 3-5 коротких круглых бревен, расколотых пополам. Их перебрасывают через овражек в неглубоком месте, обычно у самого русла. Для вида и ради безопасности устраивают и перила, вбив по четырем углам палки и соединив их концы палками подлиннее. Рядом, чуть повыше от моста, зажигают костер. В качестве основного средства используют солому с телеги, на что исследователям следует обратить особое внимание. Тут же устраивают стол и стул, предназначенные опять только для покойника. Эти примитивные средства непременно на одних ножках, острые концы которых вбивают в землю. Туда же вешают полотенце, чтобы умерший мог вытереться после еды. Установив стол и стул, начинают обряд хывни — угощение покойника кусочками принесенной еды» (Салмин, 2003. С.102—105). В некоторых древних текстах этот мост называется словом «Чандвар», которое переводится как «качающаяся дорога»: «мост Чандвар, к которому приходят все – и праведный и грешный» (Зороастрийские тексты, 1997. С. 84-88).
.
1 минута
15 января