230 подписчиков
Продолжаем погружаться в нейропедагогический подход. Сегодня немного теории.
Индивидуальное обучение в нейроподходе
Фраза «индивидуальный подход» очень часто встречается у педагогов. Как правило, она чаще применяется к формату занятий. Индивидуальные занятия. Занятия с одним ребенком индивидуально и пр.
Предлагаю поразбираться с этим понятием, посмотреть на него с разных сторон. В первую очередь, понять, как оно работает в нейропедагогике на практике.
Индивидуальное/«индивидуализированное» обучение вытекает из одного из главных законов нейропедагогики «Обучение должно быть гибким». Вот отсюда как раз мы и делаем выводы, что, работая с ребенком, специалист всегда вначале подробно изучает самого ребенка (и это не только про предметные знания).
Объемное видение ученика дает возможность его понять, понять, почему он так учится, почему у него получается или не получается. Поэтому в нашей практике обязательно нужна диагностика.
«Пробным» занятием тут не обойтись. Без нее мы не сможем понять, с чего начинать, куда двигаться и как работать с ребенком. Ценность грамотной диагностики тут, безусловно высока.
Далее нам нужно выстроить программу. ИНДИВИДУАЛЬНУЮ программу. Логичный вопрос – если у меня 20 учеников в работе, я должна расписать 20 программ? Да! Второй вопрос, как уметь это делать быстро, в какой форме, от чего отталкиваться и пр. Но это уже нюансы работы с программой.
Даже «золотая» универсальная программа, которую ищут многие педагоги тут же разобьётся как волна об камни, если ребенок придет в работу чуть-чуть «нестандартный». То есть программы мы выстраиваем, отталкиваясь от индивидуальных особенностей и результатов диагностики.
Теперь о том, какие эти самые «индивидуальные особенности» учитывает нейропедагог в работе с ребенком. Исходя из усвоения предметных знаний, формирования предметных умений и навыков, мы ведем к ним дорожки. Что нам важно? Я бы выделила пять главных пунктов:
- Физическое развитие ребенка (как развит, как двигается, знает и ощущает ли свое «тело», часто ли болеет, наблюдается ли у специалистов) Мы же все знаем, что этот пункт в обучении первичен и игнорировать его нельзя.
- Нейродинамические показатели психической деятельности. Как быстро устает на занятиях, когда наиболее трудоспособен? Выстраивая само занятие, эти моменты нужно учитывать также.
- Развитие речи, уровень развития внимания, памяти, мышления. Важно понимать, как развиты эти психические функции. Над чем нужно работать совместно с нейропсихологом. Какие сильные и слабые стороны обозначаются у ребенка.
- Нейрофизиологические особенности ребенка: ведущее полушарие мозга (важен и ведущий глаз, ухо, рука), ведущий канал восприятия.
- Темперамент, темп деятельности, особенности поведения, взаимодействия с детьми и взрослыми, произвольная регуляция деятельности, самоконтроль.
- Каждый ребенок уникален. И представляете, насколько разным может быть набор индивидуальных особенностей, которые нейропедагог берет во внимание. Поэтому и программы все получаются разными.
И еще один вопрос также хочется обсудить в рамках этой темы. Можно ли работать в группе и соблюдать этот закон нейропедагогики, или речь идет все-таки больше об индивидуальных занятиях?
Можно. Можно соблюдать целиком и полностью в парах, мини-группах, применяя в определённых случаях дифференцированный подход на отдельных заданиях. Этот формат еще обсудим отдельно.
Работать в более многочисленных группах можно, но тут возможны два варианта:
- работа с двумя педагогами
- работа с элементами нейроподхода в виде ряда относительно универсальных упражнений и пунктов программы. Держать индивидуальные фокусы сложно, когда детей в группе много.
Вопрос про применение нейроподхода в школе - дискуссионный, пока его оставим для дальнейшего обсуждения.
Но ваше мнение интересно! Как вы думаете, возможно ли работать в нейропедагогическом подходе в детских садах и школах в больших коллективах? Порассуждаем?
#нейропедагогика
3 минуты
1 апреля