529 подписчиков
77 Лекция. Фурсов. СССР в 1964-1985 годах. Часть первая.
Л77.П14. Период “коллективного руководства” и его крах.
1.
В ноябре 1964 года состоялся Пленум ЦК, который был запланирован еще Хрущевым. Новое коллективное руководство не стали его отменять и решили продемонстрировать свое единство, отменить деление парткомов на промышленные и сельские (самая глупая реформа Хрущева), а также провести кадровую ротацию, которая была оговорена еще перед отставкой Хрущева.
Из Президиума ЦК был исключен Фрол Козлов, который был неизлечимо болен и вскоре умер (январь 1965 года). Новым членом Президиума ЦК стали Шелепин (минуя кандидатский стаж), Шелест был переведен из кандидатов в члены Президиума. Это было значительное усиление группы Шелепина и Подгорного, но и группа Брежнева была усилена избранием Демичева кандидатом в члены Президиума ЦК. Был отправлен в отставку секретарь ЦК по сельскому хозяйству Поляков, но о подоплеке этого будет рассказано чуть позже.
Первые ростки противоречий и конфликтов обнаружились уже к концу 1964 года. Мы вряд ли сейчас можем сейчас точно установить причины и поводы для этого, но с большой уверенностью можно утверждать, что “войну” начала группа Шелепина, в которую включилась группа Подгорного.
Именно тогда появились усиленные слухи о том, что Брежнев является фигурой временной, что ему не хватает знаний и опыта в руководстве такой огромной страной, что он ни в коем случае не может быть идеологом. Эти слухи шли от группировка Шелепина, которая часто собиралась на закрытые совещания, где и велись такие разговоры и поддерживались в областных партийных комитетах Украины. Мало того “комсомольцами” была поставлена цель заменить Брежнева на Шелепина на XXIII съезде КПСС, который должен был пройти согласно Уставу партии в 1966 году.
Доподлинно известен факт таких разговоров во время визита Шелепина в Монголию, где на обеде с присутствием лидера Монголии Цеденбала, Николай Месяцев поднял тост за будущего руководителя СССР Александра Шелепина. Не ясно как относился к таким разговорам сам Шелепин, но именно на этом обеде после тоста Месяцева, он “скромно промолчал”, тем самым давая понять, что он не против такого расклада.
Естественно, что эти разговоры становились известны Брежневу, поэтому естественной реакцией на это стало его острое противодействие подобному сценарию.
Брежнев не стал истерить, а занял очень интересную позицию. На первых порах он на словах, а вообщем то и на деле, всячески подчеркивал важность коллективного руководства, старался не выпячиваться, вел себя демократично и осторожно. Но тем не менее, он по иезуитски скрыто стал готовить удар по Шелепину, который нарушил договоренности.
2 минуты
24 марта 2025