Найти в Дзене
493 подписчика

ПОЛУДНИЩЕ. Полуднище это  речное гребное судно построенное по типу барки. В отличие от барки, полуднище меньших размеров и без крыши. Если размер первого судна составлял от 20 до 30 метров, то последние в среднем были около 8 - 9 м в длину, 3м в ширину, а высота борта составляла 1,5м. Полуднище могло перевозить груз весом до 8 тонн (500 пудов), при полной загрузке осадка судна достигала 75 см. Суда изготовляли из соснового или елового леса Вологодской области и использовали для доставки груза по Сухоне, Югу и Северной Двине в Архангельска. Из брусьев делали основу судна, которую обшивали досками. Подводную часть бортов укрепляли порубнями (расколотые по длине бревна толщиной около 18 см - 7 дюймов) высотой до 9 рядов. Пазы конопатились пенькой и мочалом. Управлялось судно при помощи 4 человек. В движение приводилось 2 или 4 веслами - гребками. Для стоянки имелся один якорь в 5 пуд (81,9 кг) на вичном канате (т.е. сделан из вицы - ветвь или корень дерева) длиною в 20 сажень (около 40 м). Полуднище по своей сути являлось одноразовым судном - его использовали для спуска груза вниз по течению Северной Двины. В большинстве случаев на нем перевозили смолу с Вологодчины в Архангельск для продажи её иностранным купцам. По прибытию, судно распиливалось на дрова. Иногда их продавали для транспортировки канатов и барочных якорей в Архангельском порту, тогда такое судно именовали подъякорник. Стоимость полуднища составляла 15-20 рублей серебром.

Источник: Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859
1 минута