56 подписчиков
СУД НАД ПОСОБНИКАМИ НАЦИСТОВ
15 и 16 января 1947 года в Москве проводилось судебное следствие в Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством В. Ульриха.
На скамье подсудимых было шесть человек:
1. Генерал-майор вермахта, походный атаман Казачьего стана Главного управления казачьих войск при Министерстве оккупированных восточных территорий Германии Тимофей Николаевич Доманов.
2. Начальник Черкесской конной дивизии (называемой также «Дикой дивизией») Султан-Гирей Клыч.
3. Начальник Главного управления казачьих войск при Министерстве оккупированных восточных территорий Германии Пётр Николаевич Краснов.
4. Генерал-майор вермахта, начальник штаба Главного управления казачьих войск при Министерстве оккупированных восточных территорий Германии Семён Николаевич Краснов.
5. Генерал-лейтенант войск СС, верховный походный атаман Казачьего стана, командир 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС Гельмут фон Паннвиц.
6. Начальник Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС Андрей Григорьевич Шкуро.
Подсудимым были предъявлены обвинения по следующим пунктам:
1. ст. 58-1а УК РСФСР. Измена родине, т. е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу
2. ст. 58-6 ч. 1 УК РСФСР. Шпионаж, то есть передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам.
3. ст. 58-8 УК РСФСР. Совершение террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных и рабочих партий, крестьянских организаций, и участие в выполнении террористических актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционным организациям.
4. ст. 58-11 УК РСФСР. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой.
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».
Следует пояснить, что не каждому из обвиняемых вменялась вина по всем пунктам, так по п. 1 проходил только Доманов, а всех шестерых коснулся только п. 5 – Указ от 19 апреля 1943 года.
Стенограмма последнего слова подсудимого Краснова П.Н. из архива ФСБ следственного Дела № Р-18768:
«Два месяца назад, 7 ноября 1946 года, я был выведен на прогулку. Это было вечером. Я впервые увидел небо Москвы, небо моей родины, я увидел освещённые улицы, массу автомобилей, свет прожекторов, с улиц доносился шум… Это мой русский народ праздновал свой праздник. В эти часы я пережил очень много, и прежде всего я вспомнил про всё то, что я сделал против русского народа. Я понял совершенно отчётливо одно — что русский народ, ведомый железной, стальной волей его вождя, имеет такие достижения, о которых едва ли кто мог мечтать… Тут только я понял, что мне нет и не будет места в этом общем празднике… Я осуждён русским народом… Но я бесконечно люблю Россию… Мне нет возврата. Я осуждён за измену России, за то, что я вместе с её врагами бесконечно много разрушал созидательную работу моего народа… За мои дела никакое наказание не страшно, оно заслуженно… Я уже старик, мне недолго осталось жить, и я хорошо понимаю, что не могу жить среди русского народа: прожить скрытно нельзя, а показываться народу я не имею никакого права… Я высказал всё, что сделал за тридцать лет борьбы против Советов… Я вложил в эту борьбу и мои знания, и мою энергию, все мои лучшие годы и отлично понимаю, что мне нет места среди людей, и я не нахожу себе оправдания.»
3 минуты
4 апреля 2025