48,9 тыс подписчиков
«Леонардо всегда исключает Иосифа из Святого семейства. Его нет на „Мадонне в скалах“, хотя по сюжету он просто обязан там быть... Нет Иосифа и на различных вариантах „Мадонны с младенцем и святой Анной“. Роль третьего члена семьи отведена не отцу, а бабушке. Не нужно быть фрейдистом, чтобы почувствовать глубокую психологическую подоплеку этого подхода», — пишет биограф Чарльз Никкол в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения».
Вот так, да. Леонардо такой сложный, что все случившееся с ним в жизни он несет в себе прямо сейчас — как переживание, а не как память. И он настолько прозрачен, что все это видно. Правда, есть и другое мнение: Святая Анна да Винчи (к. 3, 4) — не бабушка, а тоже мать. Кто-то из этих двух женщин — Катерина, дочь лесоруба, родившая Лео в 25 лет без брака. А вторая — его мачеха, Альбьера ди Джованни Амадори, на которой сер Пьеро да Винчи женился через восемь месяцев после этих событий. Обе они любили мальчика и принимали участие в его жизни. А что же отец, сер Пьеро?
«Иосиф присутствует на всех других „Поклонениях“ [эпохи], но у Леонардо узнать его невозможно — рассказывает Никкол о знаменитой незаконченной картине из Уффици (к. 5, 6). — Может быть, это мужчина с бородой, удивленно приподнявший бровь, которого художник изобразил в правой части картины? Или тот, что задумчиво взирает на все происходящее с левой ее части? Последнее предположение ближе к истине, но оно очень двусмысленно: отец оттеснен на периферию».
Что ж тут двусмысленного-то, Чарльз?
Фото © Лувр, Уффици
1 минута
1 октября 2022
4715 читали