Найти тему
4 подписчика

Славой Жижек о картине Уильяма Холмана «Наемный пастух» («Пастух-поденщик»)


———

Однако, вглядываясь внимательнее в его работы, мы обнаруживаем в них нечто жуткое и глубоко требожное — его живопись всегда оставляет чувство определенного беспокойства, вызыванное смутным ощущением, что, несмотря на их идиллическое и в высшей степени «официальное» содержание, в них есть нечто вопиюще неуместное.

Возьмем, к примеру, «Пастуха-поденщика» — до очевидности незамысловатую пасторальную идиллию, изображающую пастуха, соблазняющего юную поселянку и забывшего за этим занятием о своих овечках (недвусмысленная аллегория Церкви, забросившей свою паству). Но чем дольше мы всматриваемся в картину, тем яснее становится, как много здесь деталей, свидетельствующих о напряженном отношении Ханта к категории наслаждения, к jouissance как жизненной субстанции, а именно о том, что сексуальность ему омерзительна. Пастух на его картине — мускулистый, туповатый, грубый и животно-примитивный сластолюбец; хитрый взгляд девицы говорит о том, что она ловко и бесстыдно эксплуатирует собственную сексуальную привлекательность; слишком яркая красно-зеленая палитра сообщает всей картине отталкивающий характер, как если бы мы имели дело с перезрелой, подгнивающей натурой.

Заключенная в картине сексуальность угнетающа, болезненна, пронизана трупно-гнилостным дыханием смерти...
Славой Жижек о картине Уильяма Холмана «Наемный пастух» («Пастух-поденщик») ——— Однако, вглядываясь внимательнее в его работы, мы обнаруживаем в них нечто жуткое и глубоко требожное — его живопись...
1 минута