Найти тему
428,1 тыс подписчиков

«Голова на тарелке», - потешались уличные мальчишки. Но дама плыла мимо них, не обращая внимания. Она была модной. Ее воротник напоминал мельничное колесо и закрывал практически всю шею. В середине шестнадцатого века знатные дамы полюбили эти странные на вид украшения.


Гофрированный воротник не сразу стал таким огромным. На полотнах фламандских живописцев легко разглядеть трансформацию: вот скромный плоёный ворот, а вот уже гигантское белое блюдо… Причем постепенно носить такие воротники начали и люди классом попроще – торговцы, жёны ремесленников. Со временем люди стали благословлять моду: благодаря ей появились новые рабочие места!

Горничные, которые умели приводить в порядок такие воротники, были нарасхват. Производители крахмала от радости потирали ладошки. Портные разрабатывали модели платьев, чтобы раф – так называлась эта деталь туалета – вписывался в образ.

Сохранились счета брата лорда-хранителя королевы Елизаветы I за пошив рафов для него и всей его семьи: 3 шиллинга и 8 пенсов. Очень немалая для середины XVI века сумма!

Постепенно появляться в приличном обществе без воротника-колеса стало неприлично. Кстати, на малый раф уходило примерно полтора ярда ткани, а вот сложные голландские (самые модные) требовали по 20 ярдов сразу! Дорогое украшение.

К слову, мы знаем только о белых воротниках, но в эпоху поздних Тюдоров в ходу были и цветные – лимонные, розовые, алые. «Весёлые дамы» предпочитали голубые рафы, и аристократки вскоре полностью отказались от них – слишком нехорошая была ассоциация. Королева Елизавета, узнав об этом, даже издала указ: «Голубой крахмал не должен использоваться ее подданными». Поэтому воротники снова стали преимущественно белыми – с цветным крахмалом было уж слишком много возни.

Приведены портреты принцессы Иоланды де Линь, Виллемины ван Баркль и императора Фердинанда II.
1 минута
321,2 тыс читали