19 подписчиков
Линейка из четырех Чужих представляет собой законченную историю жизни Хелен Рипли как мифологического персонажа. И её эволюцию. А скорее - деградацию, идущую совместно с деградацией общества.
В Чужом - 1 Рипли - Дева-Хранительница. Она - оберегает пространство корабля и все человечество от ксеноморфов. Это архетип. Потому нам так и заходит этот фильм. Чужие - архетипичное зло. Конкретные бесы, имеющие только желание убивать людей.
В Чужом-2 образ, понятный пуританской Америке конца 70-х, уже перестал быть понятным. Потому она стала Матерью. Которая охраняет свою "дочь" Ньют. Но тут уже сдвинулось окно Овертона. Ей противостала другая Мать - Чужая. И какие права у Рипли в сравнении с той? В конечном итоге - только право сильного. Это уже не столь мифологичный образ, потому и отклик находит не такой. Что компенсируется драйвом боевика и харизматичными персонажами.
В Чужом -3 Рипли становится блудницей, попавшей в религиозную общину, ожидающую конца времён. Это насквозь апокалиптический образ. Она символически изнасилована Чужим. Она порождает из себя Зверя. В противоречие Ч1, где она, тогда Дева, сходу отвергала покушения на свою невинность, и Ч2, где она берегла себя для возлюбленного, здесь она готова спать с Доктором. То есть общество, для которого снимался фильм, уже не было готово воспринимать даже образ Матери.
По изначальному сценарию эти символы были даже более сильны, поскольку Рипли должна была попасть не в тюрьму, а в монастырь.
Наконец, вершина - Ч4. И сама Рипли готова на любые отношения, "с кем мне переспать, чтобы убежать с этого корабля?". Она больше не Защитница. Она высмеивает биоробота за намерение спасать Человечество. Даже гибрида Чужого Чужого она убила из соображений "чтоб не мешал". Она утратила даже человечность, сама обратившись в гибрида. Соединение Героя с архетипическим злом. Гибрид Майора Пронина и Чикатилло. Это - мировоззренческое днище. И образ Рипли прошёл его до конца.
Вместе с нашим обществом, которое готово оказало
1 минута
24 сентября 2022