112,1 тыс подписчиков
Об окнах Овертона и одном творении гениального мастера
Вот мы живем и не знаем, что 8 июня можно отмечать годовщину значимой даты. Нет, речь идет не о взятии Бастилии, это событие произошло чуть позже.
А 8 июня 1504 года Микеланджело, уже завершивший свою работу над мраморной скульптурой «Давид», готовился выставить ее на всеобщее обозрение.
Статую поставили на площади Синьории во Флоренции, она олицетворяла свободный дух граждан этой республики, которые, как и библейский Давид, были готовы сражаться за свою свободу.
Однако творение мастера существенно отличалось от того, что делалось раньше в эпоху Средних веков, потому что Давид был демонстративно обнажен. Конечно же, античные статуи были тоже часто лишены покровов, но то языческие Древние Греция и Рим с их культом прекрасного человеческого тела, а с другой стороны – христианская Флоренция, где долгое время не допускалась публичная демонстрации наготы.
Поэтому отношение простых горожан к этому монументу было неоднозначным, однако со временем они стали по праву гордиться Давидом.
А мне эта история представляется ярким примером того, как работает так называемое «окно Овертона». В обществе есть нормы, которые нарушать не принято, однако со временем, если это кому-то выгодно, насаждается мысль о том, что нарушить все-таки можно, создаются произведения искусства, возникает пропаганда нового поведения. И люди принимают его.
При этом никто не отрицает гениальности Микеланджело, который действительно умел изображать тело человека во всей его первозданной красоте, но и художник был вольно или невольно вовлечен в этот процесс.
Тогда менялась эпоха. И чтобы изменить сознание людей, нужны были новые ценности. Они пришли на смену старым. И несли в себе то самое раскрепощение, идею свободы и права человека делать все, что ему заблагорассудится.
Самое интересное, что современных студентов видом статуи не удивишь, более того, они часто вообще не знают, кто такой этот Давид и что он держит в руках…
1 минута
13 сентября 2022
3970 читали