Найти в Дзене

Продолжаем про смешное и страшное.


Дети сочиняют истории. Создают сюжеты в игре или сочиняют сказки и другие «придумы».

Традиционно исследователи анализируют содержание этих историй, потому что считают, что сюжет и персонажи отражают характер детских переживаний. Как родители мы интуитивно действуем так же. Например, ребенок рассказывает историю о том как «все умерли», и мы понимаем, что тема смерти его тревожит.

🧐Но детский нарратив (история) это не только отражение детских переживаний, но одновременно и способ их трансформации, переработки. А для трансформации (переосмысливания) своих переживаний, дети используют мышление.

Н.Е. Веракса и О.М. Дьяченко выделяют три типа задач, которые могут решаться относительно ситуации:

• на понимание нормативных отношений (что тут происходит? в чем норма или правило?),

• на преобразование ситуации (что можно с этим сделать?)

• на смысл — выражение отношения к ситуации через символизацию действительности (что я чувствую по этому поводу и как это выражаю?).

Гипотеза в исследовании Ольги Шиян в том, что преобразования могут совершаться как раз при решении символических задач, где ребенок обнаруживает ситуацию неопределенности и необходимость выразить свое отношение.

Задание звучало таким образом: «Придумай историю про кого-то страшного, но так, чтобы сама история получилась нестрашной». Задания предъявлялись индивидуально. Экспериментатор создавал доверительную ситуацию, в которой ребенок после мотивирующей беседы охотно соглашался нарисовать и продиктовать взрослому историю.

👍Завтра расскажу про выводы из исследования, про то, как справились дети и о том, что мы теперь знаем про их мышление и отношения со страшным/смешным.

❗️А если у вас есть под рукой ребенок, то можете предложить ему сочинить такую историю. Или попробуйте сами. ✍️Пишите истории в комментариях. Завтра обсудим!
1 минута