53 подписчика
Продолжаем про смешное и страшное.
Дети сочиняют истории. Создают сюжеты в игре или сочиняют сказки и другие «придумы».
Традиционно исследователи анализируют содержание этих историй, потому что считают, что сюжет и персонажи отражают характер детских переживаний. Как родители мы интуитивно действуем так же. Например, ребенок рассказывает историю о том как «все умерли», и мы понимаем, что тема смерти его тревожит.
🧐Но детский нарратив (история) это не только отражение детских переживаний, но одновременно и способ их трансформации, переработки. А для трансформации (переосмысливания) своих переживаний, дети используют мышление.
Н.Е. Веракса и О.М. Дьяченко выделяют три типа задач, которые могут решаться относительно ситуации:
• на понимание нормативных отношений (что тут происходит? в чем норма или правило?),
• на преобразование ситуации (что можно с этим сделать?)
• на смысл — выражение отношения к ситуации через символизацию действительности (что я чувствую по этому поводу и как это выражаю?).
Гипотеза в исследовании Ольги Шиян в том, что преобразования могут совершаться как раз при решении символических задач, где ребенок обнаруживает ситуацию неопределенности и необходимость выразить свое отношение.
Задание звучало таким образом: «Придумай историю про кого-то страшного, но так, чтобы сама история получилась нестрашной». Задания предъявлялись индивидуально. Экспериментатор создавал доверительную ситуацию, в которой ребенок после мотивирующей беседы охотно соглашался нарисовать и продиктовать взрослому историю.
👍Завтра расскажу про выводы из исследования, про то, как справились дети и о том, что мы теперь знаем про их мышление и отношения со страшным/смешным.
❗️А если у вас есть под рукой ребенок, то можете предложить ему сочинить такую историю. Или попробуйте сами. ✍️Пишите истории в комментариях. Завтра обсудим!
1 минута
5 сентября 2022