99,3 тыс подписчиков
Как Николай I (Палкин) офицеров оперой воспитывал
Телесные наказания, введённые в российской армии Петром I, позднее распространили и на гражданских лиц. Наказание шпицрутенами (прогонка сквозь строй) стали часто применяться при императоре Николае I. Первоначально применяли прутья из лозняка (кустарниковой ивы), позднее – стальные шомпола от ружей. Сей самодержец за неуёмную любовь к палочному «воспитанию» подданных даже удостоился от них неофициального (не дай бог услышит кому не положено!) прозвища Николай Палкин.
Били много и за всякую провинность. Как писал Лев Толстой, 50 ударов и за наказание не считали, даже портки с провинившихся не скидывали. Особо много палочных наказаний практиковалось в армии:
За неопрятность назначали 100 шпицрутенов,
За пьянство от 300 до 500 ударов,
Дезертирство «тянуло» на 1500 ударов.
При наказуемом обязан был находиться доктор, дабы остановить экзекуцию, дабы виновный не скончался. Неизрасходованные удары не прощались, а наносились после излечения наказанного. В реальности на такое снисхождение могли рассчитывать разве что господа офицеры. Солдат, бывало, забивали насмерть. И уж совсем не жалели лихих людей (убийц и насильников). Для них несколько тысяч ударов означало гарантированную смерть.
Как раз для господ офицеров Николай I повелел некоторые провинности искупать посещением оперы, причем не всякой. Произведение Глинки «Руслан и Людмила» настолько «не зашло» императору, что его четырёхчасовое прослушивание он почитал сущим наказанием сродни гауптвахте и прогону сквозь строй.
Жаль, что для солдат такое «наказание», способное заодно повысить градус образованности и почитания закона, не предусматривалось.
1 минута
28 августа 2022
2552 читали