Найти в Дзене
56 подписчиков

время и пространство


предложенное Лаканом различение невроза и перверсии, как относящихся соответственно к времени и пространству (см. публикацию) перекликается с различением Канта, в котором определяется время и пространство как предзаданные формы, в которые укладывается содержательный материал объектного восприятия, и без уложения в которые не случается синтеза субъективного восприятия феноменального мира (проживаемого опыта)

другими словами, по Канту, явленный мир невозможно представить вне времени и вне пространства, которые являются условиями (встроенными формами) субъективного восприятия

время оформляет внутреннее восприятие субъекта, тогда как пространство является формой, организующей восприятие внешнего мира объектов

таким образом, кантовское различение, во-первых, отсылает к аналогии сопряжения времени и пространства с символическим и воображаемым,

а, во-вторых, соответствует ещё одному лакановскому замечанию, различающему невроз и перверсию (см. Семинар IV, C.340), согласно которому, в силу того, что перверсия артикулирована на том же самом уровне, что и невроз, то есть в рамках одной и той же формулы фантазма, различаются эти струкуры акцентом:

вопрос невротика склоняется на левую сторону формулы фантазма, на сторону перечёркнутого субъекта (сторону времени), тогда как вопрос перверта тяготеет к правой стороне малого а, объекта желания (чисто воображаемого пространства вне времени)

далее выглядит заманчивым продолжить это сопоставление в категориях претворения Духа в Природе и Истории в философии Гегеля, но это уже далее, и после того, как получится уточнить гипотезу соответствия претворения материи в формах синтеза субъективного сознания у Канта

#Кант
1 минута