272,6 тыс подписчиков
ПОРТРЕТ ЗА ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ДО СМЕРТИ
Илья Репин и Модест Мусоргский познакомились в начале 1870-х в гостях у критика Стасова. Их дружба продолжалась с этого времени. В начале марта 1881 года Илья Ефимович отправился навестить заболевшего Мусоргского в Николаевский военный госпиталь.
Мусоргский слег с судорожным приступом на фоне белой горячки. В клинике он встретил свой 42-ой день рождения. Трижды Репин навещал больного друга и взялся за его портрет. Это единственный прижизненный портрет композитора. Илье Ефимовичу удалось невероятное: добиться фотографического сходства и передать суть характера. Мусоргский изображен в больничном халате, с красноватым носом, отекшим лицом, спутанными волосами и мутным тяжелым взглядом, в котором есть обреченность.
Сама идея писать портрет больного друга тяготила Репина. По некоторым сведениям, не раз совпадало, что после окончания портрета человек, которого изображал Репин, умирал. Закономерность не раз подтверждалась: так произошло с писателем Алексеем Писемским, хирургом Пироговым, премьер-министром Столыпиным.
На четвертый сеанс Репина не пустили. Состояние Мусоргского ухудшилось. 16 марта 1881 года композитор скончался. Владимир Стасов счел портрет гениальным и поделился этим с Павлом Третьяковым. Третьяков прислал художнику 400 рублей за портрет. Репин денег не взял: он попросил передать деньги на похороны Мусоргского. Деньги, что собрали друзья, пошли на обустройство могилы Мусоргского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
1 минута
16 августа 2022
24,6 тыс читали