Найти в Дзене
5955 подписчиков

Особняк Арсения Морозова, или "Дом дyрaка"


"Построй мне дворец сразу во всех стилях. Денег у меня хватит", - сказал Арсений Морозов своему другу, архитектору Виктору Мазырину.

Арсений Морозов - представитель знатного купеческого рода, младший брат великих коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых. Но он не интересовался ни семейным бизнесом, ни благотворительностью, в искусстве не разбирался и просто вёл разгульную жизнь. И ещё он любил путешествия.

Участок земли на Воздвиженке Арсению подарила мама, Варвара Морозова, в честь его 25-летия. Владение принадлежало цирку Гинне, и Варвара выкупила его после пожара. Арсений решил, что построит на нём не просто дом, а нечто особенное.

В поисках образца вместе с архитектором Виктором Мазыриным они отправились путешествовать по Европе. И нашли его в португальском городе Синтра: похожий на сказочный дворец Пена, расположенный на высоком холме и сочетаютающий в себе несколько архитектурных направлений, что делает его уникальным (фото 2).

На постройку особняка на Воздвиженке ушло три года: Виктор Мазырин построил его в 1899. Ему нравилась эта идея. Он увлекался мистикой. Однажды на одном из модных в то время спиритических сеансов он узнал, что в прошлой жизни тоже был архитектором и строил пирамиды в Египте)

Мазырин спроектировал две крепостные башни, из которых складывался портал центрального входа. Проём украсили витыми колоннами, а фасад - ажурными карнизами. При оформлении интерьеров архитектор использовал несколько стилей: обеденный зал получился готическим, гостиная - в стиле ампир, кабинет хозяина - в стиле рококо.

На крыше особняка хотели разбить сад с экзотическими растениями. Но холодный московский климат не позволил этого сделать, например, виноград не рос, не смотря на все ухищрения, и тогда архитектор украсил здание каменными виноградными гроздьями.

Сейчас особняк на Воздвиженке - одно из красивейших зданий Москвы, но современники считали его вычурным и нелепым со всеми этими морскими раковинами, гроздьями винограда, витыми колонами, ажурными карнизами... по Москве ходили слухи о строящейся "страшной безвкусице", архитектора и заказчика критиковали со страниц газет. Лев Толстой назвал здание "ненужным домом ненужного человека". А мать Арсения, увидев здание, воскликнула:

"Раньше я одна знала, что ты дyрaк, а теперь вся Москва будет знать!"

Особняк Арсения прославился не только своим внешним видом, но и застольями, которые он устраивал. Кто только не здесь не бывал! Двоюродный дядя Арсения Савва Морозов приводил сюда Максима Горького. Бывал здесь Шаляпин, многие художники...

Арсений умер в 1908, ему было всего 35. Он прострелил себе ногу и отказался от врачебной помощи, пытаясь вылечить ногу "силой мысли". Однако через три дня умер от заражения крови. Дом он завещал не жене и дочери, а любовнице, даме "полусвета" Нине Коншиной.

Во время революции здание захватили анархисты, и из бойниц башен на москвичей теперь смотрели дула пулеметов. От внутреннего убранства очень быстро ничего не осталось. Затем здесь было посольство Японии, позже - театр Пролеткульт.

В советское время в особняке располагался Дом дружбы с народами зарубежных стран.

В 2000-х здание проходило реставрацию и теперь это Дом приёмов правительства России.

Адрес: Воздвиженка, 16.
2 минуты
116 читали